Рынок земли: где баланс между государственным регулированием и экономической свободой

5 марта 2020, 16:50

Рассмотрение в парламенте законопроекта, который призван открыть рынок земли, продолжает оживленные дискуссии между политиками, экспертами, юристами, фермерами и участниками рынка. Что самое главное?

Основная задача государства при открытии рынка земли — четко выписать правовые основы ответственности и обязанностей как государства, так и землевладельца с целью эффективного использования земли. Важным является также определение четких механизмов приобретения права собственности на землю, максимальное наполнение информацией земельного кадастра об участках, а также усиление ответственности за рейдерство и подделку документов при перерегистрации права собственности, и самое главное — необходимо справедливое правосудие. Иначе без этих условий мы рискуем получить в Украине новый виток перераспределения собственности и активов методами, как это происходило в бандитские девяностые. Это отнюдь не будет способствовать стабильности — ни экономической (об устойчивом развитии аграрного сектора придется забыть), ни социальной.

Видео дня

Для Украинской зерновой ассоциации, объединяющей производителей, переработчиков и экспортеров зерна, и к слову, 90% экспорта зерновых на мировые рынки осуществляют члены нашей ассоциации, вопрос рынка земли и его правового регулирования является крайне важным, в частности, чтобы не было турбулентности при изменении статуса или собственности земли.

Эффективность использования земли

Отдельные политики активно убеждают общество, что государство должно предоставить право свободно распоряжаться землей владельцу и сформировали ложное представление о том, что если это моя земля, я могу с ней сделать все, что захочу. Однако стоит быть честными перед собой — нигде в цивилизованном мире нет такого, чтобы владелец земли мог распоряжаться ею как ему заблагорассудится — ни в европейских странах, ни в США или Канаде. Земля является невозобновляемым ресурсом, поэтому во всем цивилизованном мире рынок земли имеет сильное государственное регулирование. Поэтому хочу подчеркнуть, что если все думают, что оборот этих земель будет довольно свободный, то сильно ошибаются. Украинская зерновая ассоциация поддерживает введение рынка земли. Безусловно, владельцы земли должны получить право и механизмы распоряжения своей собственностью, но это должен быть регулируемый государством оборот земель.

От модели рынка земли зависит каким образом будет развиваться дальше государство


Приведу несколько примеров. Поскольку уже более 15 лет работаю во французской компании, то хорошо знаком с оборотом земли сельскохозяйственного назначения во Франции. Средний размер фермерского хозяйства во Франции чуть больше 150 га, а в Парижском регионе — вообще 93 га. Покупать землю во Франции могут только граждане Франции.

Рыночная цена на землю устанавливается государством. Например, в том же Парижском регионе она составляет 11 тыс. евро за гектар. И если француз хочет купить эту землю и готов даже предложить 15 тыс. евро за га, никто ему за такие деньги не продаст. Продать могут только по установленной государством цене.

Понятно, что для различных регионов эта цена разная. Но даже если француз готов заплатить соответствующую цену и купить землю, не факт, что ее ему продадут. Потому что просто так продать землю кому-нибудь не получится, продажа регулируется государством и местная община имеет решающее влияние на принятие этого решения. Сначала у покупателя спросят соседи этой земли, что он собирается выращивать, какие технологии будет использовать, не собирается ли он химией все засыпать, а у них органическое производство, будет ли он здесь жить и дети ходить в школу и т. д. И после этого фермеры-соседи выносят вердикт может этот человек купить землю или нет. Если же этому человеку отказывают, тогда государство выкупает эту землю и сдает в аренду.

Земля является невозобновляемым ресурсом, поэтому во всем цивилизованном мире рынок земли имеет сильное государственное регулирование

И еще во Франции человек может владеть землей, но его могут не допустить к ее обработке если он не соответствует определенным критериям и не имеет соответствующей квалификации.

У меня есть знакомый во Франции, которому в наследство достался замок и 250 га леса. Замок передали ему в собственность без вопросов, а вот лес заставили отдать в аренду на 20 лет соседу, который имеет опыт и квалификацию для ведения лесного хозяйства и платит арендную плату.

Для того, чтобы заниматься обработкой земли во Франции нужно иметь высшее образование, как минимум степень бакалавра. Иначе вас никто не будет рассматривать в качестве претендента на землю. Так государство во Франции заботится об эффективном использовании невозобновляемого ресурса, которым является земля. Приблизительно похожая модель оборота земли как во Франции действует и в США в сельскохозяйственных штатах. В Парагвае, например, 48% ВВП обеспечивают кооперативы и тоже действует государственное регулирование оборота земли.

Задача нашего государства при введении рынка земли создать стимулы для наиболее эффективного использования земли как невозобновляемого ресурса. К примеру, во Франции средняя урожайность пшеницы 8 т/га, в то время как в Украине этот показатель не превышает 4/га, кукурузы — 11 т/га, а у нас долгое время не превышал 5,5 т/га, и только в этом сезоне составил 7 т/га. Украина имеет потенциал увеличивать урожай на 5−7% ежегодно.

Я бы очень хотел, чтобы владельцы земли повышали ее капитализацию, чтобы были созданы условия для того, чтобы у владельца было желание внедрять орошение, подпитывать землю. Очевидно, что владелец земли будет лучше заботиться о ней чем арендатор. При этом важно при внедрении рынка земли избежать спекуляций. Этому может помочь введение ограничения на продажу земли в течение 5 или 10 лет после ее покупки. Но это уже вопрос к законодателю и к политике правительства.

Модель рынка земли повлияет на социальную структуру общества

Введение рынка земли — это важное политическое решение, которое будет определять не только экономическое развитие страны, структуру экономики аграрного сектора, а социальную и демографическую структуру общества.

От модели рынка земли зависит каким образом будет развиваться дальше государство. Сегодня в сельской местности у нас проживает 12 млн. человек. Если государство примет решение о приоритете развития крупных агрохолдингов, то эти люди вынуждены буть урбанизироваться — оставить сельскую местность и перебраться в город. Там они должны найти работу и иметь где жить. Если государство готово им это обеспечить, тогда это прекрасно. Но если нет, то эти люди без работы или постоянного жилья, маргинализуются и на выборах будут голосовать против любой власти.

С другой стороны, если мы хотим, чтобы значительная часть населения оставалась в сельской местности и развивала там инфраструктуру, то закон о рынке земли должен установить значительные лимиты на право владения большими участками земли для одного или связанных лиц. Тогда фермеры будут жить и работать в сельской местности, объединяться в кооперативы и таким образом самостоятельно принимать участие в процессе производства агропродукции, зарабатывать деньги для себя и местных общин.

Украинская зерновая ассоциация безусловно, будет соблюдать закон, который будет одобрен парламентом. При этом мы готовы предоставить любую экспертную поддержку государственных деятелей и народных депутатов в процессе формирования модели рынка земли. У нас есть большой опыт и экспертиза, среди членов нашей ассоциации есть компании со столетней историей, работающие в разных странах, и этот опыт можно было бы использовать для введения цивилизованного рынка земли в Украине.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X