Полшага до победы. Почему так важен законопроект об электронных земельных аукционах

24 июня 2021, 15:55

Закон 2195, проголосованный парламентом более месяца назад, ожидает подписи президента. Без него двухлетние усилия по внедрению земельной реформы и открытию рынка сельскохозяйственной земли могут оказаться под угрозой.

На заседании 18 мая Верховная Рада поддержала во втором чтении и в целом законопроект 2195 — один из базовых документов земельной реформы. Несмотря на свое тяжеловесное название — проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности или прав на них (аренды, суперфиция, эмфитевзиса) через электронные аукционы», мало что говорящее общественности, суть этого документа проста и понятна: без него невозможно обеспечить справедливые и прозрачные условия формирования цены на земельные участки после открытия рынка земли.

Видео дня

К архитектуре земельного рынка общественностью выдвигалось много требований. Большинство из них справедливы, некоторые — противоречивы, но одно было базовым и наиболее приоритетным — отсутствие коррупции и уничтожение самой ее возможности в земельных вопросах. Такое единодушие не удивительно, так как органы земресурсов в Украине исторически удерживали сомнительное лидерство по масштабу злоупотреблений.

Сокрушительный удар по такой коррупции как раз наносит законопроект 2195, закрывая саму возможность чиновников влиять на принятие решений о выделении земли и соответственно получать за это коррупционную ренту. Документ закрепляет, что аренда и продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности или прав на них осуществляется исключительно на конкурсной основе через электронный аукцион. Помимо антикоррупционного эффекта, внедрение обязательного механизма аукционов осовременивает процесс распоряжения государственной и коммунальной земельной собственностью и делает его комфортным для инвесторов.

Предполагалось, что такая практика вступит в силу через пять дней после запуска рынка земли, то есть 6 июля 2021 года, обеспечив рыночной инфраструктуре прозрачность, удобство и защиту от коррупции.

Это в теории.

Но в Украине сложные реформы редко, а точнее — почти никогда — не даются легко.

Без права на ошибку

Не стоит забывать, в каких условиях проходил процесс подготовки к рынку земли. Политические оппоненты выискивали любой повод, малейшую двусмысленность, чтобы дискредитировать идею реформы. Зная это, разработчики действовали в сверхжестких законодательных рамках, проверяя и перепроверяя каждую норму, добиваясь ее юридической однозначности и безупречности.

Законопроект 2195 написан по такому же принципу, полностью соответствуя нормам Конституции, а в некоторых своих положениях даже усиливая их. Документ устанавливает единые требования к электронным земельным торгам, которые являются правилами приобретения права на землю, как и требует Конституция Украины.

Любой другой подход создает риски оспаривания закона в Конституционном суде на основе нарушения статей 3 и 14 Конституции — нет никаких сомнений, что политики-популисты эту возможность не упустят.

Тем не менее сейчас, фактически накануне открытия рынка земли, начали звучать предложения отменить такой унифицированный подход и вывести из-под его действия случаи принудительной реализации земельных участков в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве», а также на случаи продажи имущества должника (банкрота) в соответствии с Кодексом Украины из процедур банкротства.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

На практике это означает, что отдельным органом исполнительной власти будет монополизировано установление правил торговли такой землей своим приказом, а также созданы альтернативные правила земельных торгов, в том числе по сниженным ценам или непрозрачным механизмам.

Также это означает, что на рынке будет действовать несколько электронных площадок по реализации земли — площадок с разными правилами, степенью защиты и доступом для общественного контроля. В условиях работы мультиплощадок гарантировать унифицированность проведения земельных торгов не представляется возможным.

Предложения размыть правила продажи земли являются в лучшем случае ненужной перестраховкой, а в худшем — искусственным предлогом для саботажа земельной реформы.

Законопроект 2195 учитывает все особенности специализированного законодательства, в том числе в части реализации арестованного имущества. Эти вопросы решаются отсылкой к закону «Об исполнительном производстве» с учетом требований Земельного кодекса. Любые допзамечания регулируются на уровне подзаконных актов, и это произойдет, как только 2195 станет официально Законом.

С учетом важности параметра безопасности, земельные торги должны проходить исключительно в государственной электронной системе. Системой, которая на сегодня наилучшим образом соответствует этой задаче, является «Прозорро.Продажі», которую администрирует одноименное госпредприятие.

За более чем пять лет работы эта площадка проявила себя как прозрачный, безопасный, гарантирующий невозможность вмешательства третьих лиц, в том числе в части искусственного ограничения участников, механизм. «Прозорро.Продажі» обеспечивает открытый доступ к торгам и информации о них, фактически объединяя и интегрируя значительную часть предложений отдельных торговых бирж и площадок. Это защищает потенциального покупателя или арендатора от того, что он «пропустит» аукцион по нужному ему участку.

Финансовые результаты торгов на Прозорро тоже не оставляют желать лучшего: по итогам аукционов, проведенных Госгеокадастром на «Прозорро.Продажі» в рамках пилотного проекта, финальная цена реализованных лотов выросла на 223%, цена аренды за гектар — в среднем от 2 тыс. грн до 6,5 тыс. грн. На аукционах было в среднем 4 участника, и за счет такой высокой конкуренции цена за гектар составила 15 тыс. грн при стартовой цене в 2834 грн/га.

Прозорро — единственная двухуровневая система с максимальной степенью защиты, в то время как альтернативные торговые площадки — одноуровневые, то есть более уязвимые к коррупции и хакерским атакам.

Но самое главное — отсутствие единых правил реализации земельных участков исказит принцип прозрачной и равной конкуренции и значительно снизит антикоррупционный эффект и обеление процесса распоряжения земельными ресурсами.

В конце мая президент подписал проект закона 2194 о земельной децентрализации, открыв в стране новый этап земельных отношений. Теперь нужно обеспечить эту реформу необходимой инфраструктурой и отладить механизм прозрачных земельных торгов.

Но если неопределенность с законопроектом 2195, с учетом парламентских каникул, затянется на несколько месяцев, то первый этап рынка земли пройдет в сверхрисковых условиях с самыми непредсказуемыми последствиями. Этого нельзя допустить, так как цена ошибки — это права граждан, доходы местных общин и, наконец, два года титанических усилий по внедрению земельной реформы в Украине.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X