Четыре тысячи непроданных квартир: что будет с первичным рынком жилья до конца года

9 июня 2020, 12:30

По предварительным данным, в период карантина киевские застройщики не смогли реализовать около 4 тыс квартир из планированных, недополучив более 4,5 млрд грн. Грозит ли рынку массовое банкротство?

4 тысячи квартир — это около 4,5 млрд грн недополученных средств, 2/3 из которых были бы направлены именно в строительство жилых комплексов. Цифра колоссальная, если взять во внимание то, что только 30% строящихся ЖК более-менее соответствуют возросшим покупательским предпочтениям. Да и запас финансовой прочности девелоперов, позволяющий строить без привязки к уровню продаж, есть от силы только на 17−20% строящихся объектах, которые ведутся в основном при партнерстве 2−3 девелоперов. А для 25% объектов, строительство которых прямо зависит от средств покупателей, отсутствие финансирования может стать критичным. Именно поэтому пандемия может стать своего рода «губительницей судеб» не только для многих застройщиков, а и для тех покупателей, которые приобрели квартиры.

Видео дня

Вместе с тем, несмотря на такую достаточно «страшную» сводку, рынок продолжает жить, адаптируясь под сложные условия, чтобы иметь возможность не прекращать строительство. Кроме этого именно сейчас покупателям предложены квартиры по наиболее выгодным ценам.

День простоять, ночь продержаться

Рынок очень медленно, но все же выходит из карантина: уровень продаж постепенно демонстрирует рост. Это хороший знак, прежде всего, для потенциальных покупателей. Так за последнюю неделю мая — первую декаду июня уровень продаж на первичном рынке Киева, по сравнению с карантинным периодом, в объектах эконом-класса увеличился в среднем на 2%, в домах бизнес и премиум-класса рост продаж зафиксирован на отметке около 4%, а в объектах новых форматов — чуть более 6%.

Но для того, чтобы уровень продаж достиг показателей февраля и чтобы «погасить» непроданные в карантин квартиры, многим застройщикам потребуется от 4 до 6 месяцев, а максимум — год.

Еще замечу, что рынок вполне возможно ждет процесс сегрегации, прежде всего, по качественным характеристикам того или иного строящегося объекта. Ведь еще в первой половине 2019 года более 2/3 всех строящихся ЖК уже не соответствовали возросшим покупательским предпочтениям по качеству строительства и комфорту проживания в нем. Это привело к тому, что в феврале 2020 года свыше 70% покупателей было сконцентрировано на объектах новых форматов, таких как многофункциональные жилые комплексы, город в городе и формате live-work-play.

ИВЛ для рынка

На данном этапе многие игроки рынка могут прибегнуть к существенным изменениям реализуемых проектов. Речь идет о реконцепции — как одном из способов повышения привлекательности возводимых ЖК. И вполне вероятно, что в 40% строящихся объектов могут быть внесены коррективы в части как объектов инфраструктуры комплекса (например, объектов планируемой социально-бытовой инфраструктуры с привлечением сетевых операторов), а также концептуального подхода к изменению внутридомового пространства. Многие компании прекрасно понимают, что в ближайшие 2−3 месяца для развития, или, скажем, изменения проекта, застройщикам стоит ориентироваться на 5 важных аспектов, которые могут существенно сказаться на повышении уровня продаж.

Прежде всего — качество строительства и функциональные возможности будущего жилого комплекса. Здесь речь идет о грамотном создании продуманной до мелочей многофункциональной и самодостаточной инфраструктуры: с наличием встроенных ТРЦ, продуктовых магазинов, детских садов, ресторанов, фитнес-центров, коворкинга, кафе, создаваемых на территории ЖК лаунж-зон, мини-парков, скверов и прочего.

Для того, чтобы уровень продаж достиг показателей февраля многим застройщикам потребуется от 4 до 6 месяцев, а максимум — год

Это темп и сроки строительства. Покупатель будет нацелен на объекты тех компаний, которым удалось избежать существенных остановок в строительстве, на тех застройщиков, у которых есть запас финансовой прочности, чтобы в ближайшей перспективе не зависеть от активности продаж.

Это, конечно же, имидж компании-застройщика, его способность вести открытый диалог с общественностью, не боясь называть вещи своими именами, не прячась от кризиса, при этом меняя, если есть такая потребность, свою стратегию, что называется «с колес».

Не стоит также забывать о важной составляющей отечественного рынка строительства жилья — инвестиционной привлекательности покупки квартиры. На данный момент в среднем по рынку рост стоимости квадратного метра от котлована до ввода в эксплуатацию составляет 25−30%, но в некоторых объектах новых форматов прогнозируемая доходность может достигать 50%.

И, наконец, — это способность застройщика при помощи всевозможных акций, несколько снизить ожидаемую прибыль, но при этом значительно повысить уровень продаж. По всей вероятности, большинство компаний «продлят» акционный период еще как минимум до конца июня. Какие акции потенциально могут «сработать»? Фиксация курса на отметке 24,8−25,5 грн/долл. — в апреле — начале мая из-за жестких карантинных условий, подобные акции не были настолько эффективными, чтобы существенно повысить продажи. Но уже во второй половине мая, когда карантин, как принято называть, стал адаптивным, именно такой курс дал возможность многим покупателям приобрести квартиру с дополнительным 10-процентным дисконтом.

Также, скорее всего, покупатель среагирует на возможность приобрести квартиру по беспроцентной рассрочке на период около 2-х лет или же предоставляемые застройщиком гарантии возврата средств без штрафных санкций, в случае, если по каким-то причинам покупатель откажется от покупки.

Но для выхода рынка из «пандемического» кризиса, конечно же, немаловажным будет общеэкономическая ситуация в стране, уверенность потенциальных покупателей жилья в уровне получаемого дохода.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X