Пост-карантинные тренды недвижимости
COVID-19 существенно повлиял на рынок недвижимости. Изменения, которые произошли поставили под сомнение целесообразность определенных видов недвижимости и устаревших форматов.
Рынок консалтинга и полностадийных архитектурных услуг не только пережил карантин и кризис, но даже расширился. Редизайн, реновация, реконцепция — именно это требует потребитель сейчас.
Клиент становится более прихотливым
Современная архитектура — это ключевой критерий клиента для оценки любой недвижимости. Несмотря на то, что с коронакризисом объем продаж недвижимости сократился, а темп замедлился, требования к жилью только увеличиваются.
Клиент становится требовательным, понимая необходимость качественной архитектуры.
Цены на архитектурные услуги существенно не изменились, но требования со стороны девелоперов увеличиваются, так как покупатели жилья в основной перечень запросов (цена, локация, инфраструктура) добавили архитектуру. Это вытесняет мелких игроков и создает реальную конкуренцию между лидерами рынка.
Загородная недвижимость — новый тренд?
Интересно то, что впервые за последние 10 лет восстановился большой спрос на собственность за городом. Локдаун сместил наш фокус с необходимости «жилья в центре города», ведь те, кто имел возможность провести карантин за городом получили большое преимущество по качеству жизни.
Кроме того, основной недостаток, который был еще 5 лет назад — это нехватка инфраструктуры, пока не актуален. Все больше девелоперов занимаются обустройством пригородной зоны. Например, пригород Киева — является лидером по застройке по сравнению с самой столицей.
Реновация, редизайн, реконцепция в коммерческой недвижимости
В сфере коммерческой недвижимости количество новых объектов действительно уменьшается, однако потребность в реконструкции имеющихся объектов и реконцепции проектов, которые будут реализованы, только растет.
Такая же ситуация прослеживается и с торговой недвижимостью. Рынок требует реконцепции в связи с видоизменением устаревших якорных функций. Многие объекты в регионах, которые являются локальными лидерами приняли решение развиваться еще в карантин, через спрос новых ритейлеров, которые завоевывают украинский рынок и сейчас почти все эти объекты возобновили свою работу. Ведь ритейл не только «пережил» карантин, но и готов дальше продолжать развитие в регионе.
По офисной недвижимости — многие арендаторы понимают необходимость реконструкции устаревшего помещения, а также сокращения классических офисов. Это связано с неопределенностью в целесообразности офисов в старом формате в ближайшем будущем. Арендаторы стремятся сократить площадь и инвестиции в офисные помещения. Мобильность и эргономичность — вот, к чему все стремятся. Появляется такое понятие как ко-офис — это микс структуры коворкинга и офиса для всех арендаторов БЦ.
Архитекторы-консультанты захватывают рынок
Коронакризис заставил рынок недвижимости сфокусироваться на архитектуре, где сейчас востребован комплексный подход. Новые вызовы удерживают архитекторы-консультанты, которые сопровождают проект и на этапе реконцепции, и на этапе полностадийного проектирования.

Международный опыт
Например, в Великобритании много инфраструктурных объектов было приостановлено, не только из-за пандемии, а в том числе из-за брексита. В Украине же, наоборот, проекты с Министерством инфраструктуры, транспорта продолжались, даже в период карантина. А программа Большая стройка только стимулирует развитие таких объектов. Опять же, в Великобритании большие, многофункциональные, торговые проекты также «на паузе», ранее стандартная формула включала в себя универмаги, большинство из которых вынуждены отказаться от больших площадей, например Leslie Jones Architecture предлагают развитие коворкинга, формата leisure и др. Между тем украинский рынок торговой недвижимости видоизменяется и продолжает движение.