РРО и электронная коммерция. Зачем нужен кассовый аппарат в интернет-магазине
Онлайн-продажи и электронные чеки. Поможет ли новая система в борьбе с контрабандой?
Предыдущая колонка, посвященная «программно-кассовой революции», была написана в день, когда состоялся старт программных РРО, а каким будет этот старт — еще не было известно. Сегодня можно сказать уверенно, с цифрами, старт состоялся, и успешно.
За первые три дня (к тому же два выходных) зарегистрировано более 25000 программных РРО, передавших более 275 000 фискальных чеков. Запуск удачный. Однако отпраздновали, поблагодарили тех, кто все это запустил, и пора вернуться к проблемным вопросам.
Этот материал будет посвящен размышлениям о том, как совмещаются РРО и электронная коммерция.
Раньше, когда не было никакой интернет-торговли, все было довольно просто: товар обменивался на деньги на кассе, был живой кассир, был кассовый аппарат, место и время «расчетной операции» и ее полное исчерпывающее содержание были точно известны и покупателю, и кассиру в этот момент и в этом месте. Покупатель набирал в магазине товар, приходил на кассу, осуществлял расчетную операцию (менял свои деньги на товар продавца), и не возникало никаких сомнений или трактовок, это действительно была (Ии сейчас есть) классическая «расчетная операция».
С появлением первых интернет-магазинов ситуация не слишком усложнилась и работала та же классическая схема — просто расчетная операция происходила уже не в магазине, а в пункте доставки. Курьер был работником интернет-магазина, никаких платежей через интернет не было (мы сейчас не об Amazon и не об AliExpress, а о наших, украинских интернет-магазинах). Курьер передавал товар, получал деньги, время и место снова совпадают, чистая «расчетная операция» (никаких кассовых аппаратов курьеры не возили, но не это является предметом нашего внимания сейчас).
С развитием электронной коммерции интернет-магазины стали действительно магазинами, а не «витринами для заказов доставки». Добавилась оплата. Огромные объемы интернет-торговли заманили в процесс логистические компании, и теперь уже практически никогда доставку из интернет-магазина не делает штатный работник этого же магазина.
Операции отгрузки, доставки, оплаты, — разобщены как во времени, так и в пространстве. К тому же оплата — это теперь не просто «сумма оплаты за товар» — это сумма за товар, оплата за доставку, оплата за перевод средств, комиссия платежной системы… Все усложнилось очень сильно.
Старая технология с бумажными чеками ничего не решала. Бумажный чек мог отдать курьер (на самом деле — нет, почти всегда курьер и сегодня привозит накладную, есть приятные исключения, но в основном — все-таки накладная от ФЛП). Также бумажный чек аккуратно выдавали логисты. Но это чек на перевод средств, в котором ничего не говорится о товаре.

И здесь давайте остановимся и попробуем выяснить: учет чего именно ведут наши РРО? Учет расчетных операций в классическом варианте позволяет учитывать одновременно и товары, и деньги. В интернет-торговле, к сожалению — нет, не позволяет. Только деньги. «Перевод средств». От курьера, от логистической компании, от платежной системы. В чеке на перевод средств никакие товары не указываются, в слипах платежных систем — тоже. Вы ничего не увидите о товаре: только сумму и магазин, и все. У логиста может быть отдельный чек за доставку. Это — все.
Перевод средств не облагается налогами, в таком чеке нет информации об НДС или акцизах, невозможно увидеть никакой фискальной информации.
То есть в интернет-торговле в существующей модели, даже в новой редакции «Закона о применении РРО», после изменений — никакого контроля движения товаров и никакой фискализации (контроля и учета начисленных налогов) не происходит.
Немного помогает электронный чек, и можно было бы попробовать выписать, «кто, когда, какой чек должен выдать», но этого, к сожалению, так и не сделано.
И тогда — начинаются вопросы у бизнеса
У кого должно быть РРО? У продавца на отправке товара? У логиста? У курьера? У финансовой компании, обслуживающей переводы?
Кто и когда выдает чек?
И, главное — какой? «Перевод средств», предусмотренный сейчас Законом — это точно не тот чек, который нужен контролирующему органу для учета.
Но, главное, с таких вопросах без однозначных конкретных ответов — начинается «живое творчество контролирующих масс» в регионах, которые уже тестируют «новые сферы применения».
Например, распространяется такая позиция, теперь операторы и провайдеры телекоммуникационной отрасли должны выдавать чеки своим потребителям, если где-то на сайте провайдера есть ссылка на оплату банковской картой. То, что поставщик услуг не имеет своей кассы, не оперирует переводом средств с банковских карт, и получает все оплаты исключительно безналичным расчетом от партнеров, не останавливает «передовое контролирующое мнение».
И это — самая большая проблема.
Законодательством урегулирована система, которая ничего не дает в борьбе с контрабандой (как декларировалось). Никакой борьбы с контрабандой с помощью чеков, в которых не указаны товары, не может быть, даже теоретически. Более того, если бы и были указаны товары — настоящей борьбы не произошло бы, потому что название товара ничего не дает, если не отслеживается вся товарная цепочка поставок.
И даже больше. Если есть настоящее желание бороться с контрабандой — она борется визитами на склады с проверками, что и делалось несколько раз, с неплохими результатами.
Об услугах — еще интереснее. Предложенная система ничего не может дать в борьбе с контрабандой с помощью чеков от поставщиков услуг (провайдеров интернета, операторов и других), так как услуга, например, доступ к интернету — теоретически не может быть контрабандой. Это услуга, которая создается здесь, на месте. Она не пересекает никакие государственные таможенные границы. То же самое касается всех услуг, и невозможно объяснить разумными аргументами, для чего нужны чеки миллионам домохозяйств, ежемесячно, по всем поставщикам услуг (Вводоканалам, облгазам, вывозу мусора, энергетике, отоплению
Читатель знает, что таких счетов — точно больше десятка. Если водоканал поставил ссылку на оплату картой через интернет — то он теперь должен предоставлять фискальный чек на каждый такой платеж? Судя по трактовкам — да. Надо создать службу, которая будет разбирать оплаты: это через интернет — отправить фискальный чек, а это через ПТКС или кассу финансовой компании или банка — здесь не надо отправлять чек. Для чего это делается — понять невозможно.
Какую контрабанду предлагается одолеть? Разве «фискальными чеками» может быть преодолена массовая продажа чего угодно через Интернет с оплатой с карты на карту? Давайте я отвечу: этого не будет никогда. Еще никто и никогда не смог победить интернет. Кроме Ирана и Северной Кореи, но мы такого себе не хотим? Все нагрузки и все проверки упадут на белые легальные интернет-магазины. «Серая» и «черная» интернет-торговля и дальше будет спокойно работать без помех.
У читателя может сложиться впечатление, что автор хочет, чтобы не было вообще никакого контроля, чтобы каждый продавал все что угодно, а налоги платились по желанию. Конечно же, все совсем не так.
Налоги надо платить, белый честный бизнес должен быть защищен от нечестной конкуренции, должны работать равные условия для бизнеса. Но предложенная система не работает. Она не борется с контрабандой. Она не борется с измельчением крупного бизнеса на ФЛП и с уклонением от уплаты налогов (или «оптимизацией», если такой термин больше нравится). Но, помогая в борьбе с негативом, система создает мощные дискреции на базе «толкований» неконкретного, неточного, и многозначного законодательства.
«Надо, чтобы и в интернете были чеки»
«Какие?»
«Какие-либо».
Это — неработающая система.
Поэтому надо все-таки искать варианты решения другие, не «фискальный чек на перевод средств». Вести дискуссии, приглашать настоящих специалистов, тестировать варианты. Электронный чек, который стал законным с первого августа, поможет. Желание бизнеса получить наконец четкие правила, покой и защиту от трактовок со стороны контролеров — очень поможет. Поэтому шансы на положительное решение есть. Или, если позитив не будет достигнут, нужно будет использовать альтернативные механизмы контроля, а не фискальные чеки. Мощное преимущество интернет-расчетов в том, что они все всегда проходят через финансовые компании и банковскую систему. Это не наличные, для контроля за которыми и были придуманы кассовые аппараты.
Кстати, автор много покупает и на Амазон, и на Алиэкспресс. Фискальных чеков никаких нет. Ни бумажных, ни электронных. И как-то же справляются тамошние контролирующие органы. И с контрабандой и с измельчением разделением крупного бизнеса, и с другими негативными явлениями.