Программно-кассовая революция. Программные РРО заработали сегодня — что изменилось?

1 августа 2020, 16:40

Какая концепция современных РРО и зачем их ввели

Каждый из читателей этой колонки, конечно же, покупает в магазинах товары, получая при каждой покупке бумажный чек. Этот чек формирует и печатает устройство, которое обычно называют «кассовым аппаратом», потому что стоит на кассе и обслуживает кассовые операции. В украинском законодательстве это устройство называется регистратор расчетных операций, или РРО.

Видео дня

РРО стали обязательными в середине девяностых, и с тех пор прошли несколько этапов развития, в соответствии с уровнем развития электронной техники, от автономных аппаратов с бумажной контрольной лентой до современных устройств с электронной памятью и встроенными средствами связи для передачи чеков в налоговые органы.

Все время существования РРО что-то «усовершенствовалось» как технически, так и в тексте Закона, в котором установлены правила их применения, и наконец эти усовершенствования достигли бюрократического и антирыночного апогея: покупать можно было только РРО из государственного реестра, регистрация РРО происходила за 8 шагов с несколькими визитами в налоговую с кипами бумаг, надо было платить ежемесячную немалую плату за «сервис» (проверка пломбы, запись в журнал), ежедневное подклеивание отчетного чека в бумажную прошнурованную зарегистрированную книгу.

Неудивительно, что применение РРО, все эти ненужные процедуры, и, особенно — практика проверок применения РРО, сконцентрирована на правильности подклеивания чеков, а не на уплате налогов, вызвали сильное недовольство у честного бизнеса. Вполне справедливое недовольство, которое значительно усиливалось тем, что бизнес различных «оттенков серого» просто договаривался, а не применял РРО в соответствии с законодательством.

Толчки этого недовольства, один за другим, постепенно переломили тенденцию такого «совершенствования», и в 2017—2018 годах произошли первые реальные дерегуляции: отмена обязательного подклеивания чеков, и переход от восьмишаговой процедуры регистрации РРО с кучей бумаг к простой подаче одного заявления, в том числе через электронный кабинет налоговой, по процедуре, которая на заседаниях Правительства и между специалистами так и называлась: одноклик.

Тогда же, сразу с внедрением одноклика, в рабочей группе Министерства финансов родилась идея «новейших РРО», и постановлением Правительства был начат пилотный проект по поиску современного технического решения, которое бы было необременительным для бизнеса, но качественно и надежно выполняло бы все задачи РРО, прежде всего — по контролю за правильностью начисления налогов. Через пилотный проект, через тернистый путь конструктивных дискуссий, менее конструктивных споров и даже судебных исков (больше всех старались заблокировать процесс «производители традиционных РРО») — была выработана концепция новейших РРО, которая радикально отличалась от того варианта, который работал в то время.

Концепция была такой:

1. Налоговая создает специальный фискальный сервер.

2. Фискальный сервер работает с новейшими РРО через открыто опубликованный АПИ (программный интерфейс, подробно описанный набор правил, форматов запросов, ответов, кодов успешного завершения операций и ошибок).

3. Между фискальным сервером и кассой с новейшим РРО нет никаких промежуточных «сервисных посредников», сформированные чеки напрямую попадают в фискальный сервер.

4. Достоверность, полноту, сохранность чека, а также личность кассира (или терминал самообслуживания), который отправил чек — подтверждает электронная подпись.

5. Сервис регистрации чеков доступен без всяких дополнительных договоров «на подключение», «на обслуживание», после регистрации программного РРО в электронном кабинете налоговой.

6. Программные РРО не требуют никакой специальной государственной экспертизы, внесения в государственный реестр «проверенных», рынок полностью свободен, плюс налоговая предоставляет бесплатное приложение для смартфонов/планшетов.

Эта концепция, диаметрально противоположная существующему порядку (посредники, оплата ненужного сервиса, диктат производителей ценных РРО) и была реализована. Сначала совсем несовершенный законопроект 1053 был исправлен еще до первого чтения в законопроект 1053−1, потом еще совершенствовался перед принятием в целом, и был принят как Закон 128-ІХ. В этом Законе «новейшие РРО» названы «программными РРО», но концепция, предложенная рабочей группой Министерства финансов, была полностью сохранена.

Закон 128-ІХ приняли вместе с Законом 129-ІХ, которым вводилась фискализация (так называется обязанность применять РРО) в несколько этапов как для различных товаров (например ювелирные изделия, лекарства), так и для упрощенцев. Этот закон поднял целую бурю недовольства, инициировал протестные митинги, и при этом Закон 128-ІХ попадал «под раздачу» так же, в пакете, и до сих пор попадает, особенно на митингах, где у участников не хватает времени или желания разбираться в концепциях и реализациях, а есть только лозунг. Но это отдельная тема, и мы рассмотрим ее после обсуждения программных РРО.

Итак, с принятием Закона 128-ІХ и с его вступлением в силу с 1 августа этого года — произошла настоящая «программно-кассовая революция». Главными пользователями программных РРО становятся бизнесы из тех сегментов, где при предыдущих условиях применение РРО было либо невозможно, либо экономически неоправданно, или тягостное и неудобное: финансовые компании, операторы сетей платежных терминалов, крупные сети ритейла, логистические компании, а также плательщики единого налога, которые должны применять РРО (продавцы «сложной техники», лекарств, ювелирки и т. п.) или имеют оборот более миллиона гривен в год. Важно четко отделить внедрение программных РРО, которое сейчас происходит без всякого расширения сферы применения, и предстоящую плановую фискализацию новых сегментов бизнеса.

По сообщению руководителей Государственной налоговой службы, 1 августа состоялся удачный старт программных РРО, началась их успешная регистрация, на фискальный сервер начали поступать чеки, все работает.

Важно, что успешно работают и передают чеки все варианты реализации:

 — Бесплатное приложение в смартфоне от налоговой;

— Собственные программы финансовых компаний, логистов, ритейла (через АПИ фискального сервера)

— Программные реализации от независимых разработчиков: «Вчасно», «CheckBox», «ТФПК» и другие.

Поэтому, можно считать программные РРО внедренными, и начинать процесс совершенствования и развития, который будет состоять из многих составляющих.

Важно довести до идеального состояния нормативную базу, исправить несколько незначительных, но неприятных пунктов, которые или невозможно было обнаружить до запуска, или просто не хватило времени выписать тщательно и досконально.

Крайне важно решить конфликтные вопросы, которые либо не решены вообще, либо не имеют современного решения, принятого обществом, и постоянно вызывают недоразумения. Прежде всего — это вопрос целесообразности и (если целесообразность будет доказана) рабочих механизмов фискализации расчетов в электронной коммерции, Интернет-торговле товарами, переводе средств и оплате услуг через Интернет. Это настолько сложная тема, что она заслуживает отдельной колонки.

Но главным проблемным вопросом остается и до сих пор фискализация, требование применять РРО у физических лиц-предпринимателей. Это очень конфликтный вопрос, который пока не имеет решения, принятого обществом. Декларируемые цели — борьба с контрабандой и выявление и пресечение «дробления» большого бизнеса на «ФЛП-единщиков», на самом деле не достигаются фискализацией. Сама по себе выдача чеков, без комплексной стратегии — ничем не помогает ни в борьбе с контрабандой, ни в прекращении «дроблений бизнеса». К тому же известны альтернативные, значительно более эффективные способы преодоления этих негативных явлений. Но это — также тема для отдельной будущей колонки.

Сегодня же — празднуем. Программно-кассовая революция — свершилась.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X