Кровавое топливо: Враг снова на границе
Это хорошо, что мы с топливом. Более того, с начала года бензин и дизтопливо потеряли 4−5 грн на литре или 8−10%. Но чемпионом является сжиженный газ, который подешевел на 5 грн, что составляет 20%. Вроде бы неплохо. Но есть одно «но».
Это удешевление автогаза происходит в основном благодаря увеличению доли российского ресурса. Он идет не напрямую, на нем не написано, что это он, но это так. Импортируется под видом «польских», «литовских» и «латвийских» миксов, иногда даже с благообразными евросертификатами.
А знаете ли вы, если в смеси 49% российского топлива, то оно уже считается нероссийским. Так это трактует европейское законодательство. Правда, есть большие сомнения, что в этих чудо-миксах есть что-то, кроме российского. Отдельные партии автогаза оформляются просто на основании паспортов качества латвийских хранилищ, куда помимо российского ресурса больше ничего не поступает.
И если автогаз начал «газовать» с осени, то сейчас дождались и дизеля. На прошлой неделе для оформления поступил то ли албанский, то ли египетский груз. Думаю, скоро поступит марокканский, алжирский, египетский или тунисский.
Эти страны — новые неожиданные экспортеры дизтоплива, в большинстве своем не имеющие своей нефтепереработки. А откуда тогда продукт? Из россии. Именно эти страны начали принимать российское горючее после европейского эмбарго на российские нефтепродукты, которое вступило в силу 5 февраля.
Отдельная тема — Турция. Та импортирует и российскую нефть, и российские нефтепродукты. Трейдеры говорят, что сильно там не заморачиваются — на морских терминалах «перебивают» паспорта, и это горючее превращается в турецкое, то есть неподсанкционное. В феврале «турецкого» горючего было 50 тыс. т, или 10% от общего импорта.
Если в смеси 49% российского горючего, то оно уже считается нероссийским
Но и это еще не все. Еще было импортировано 50 тыс. т индийского дизтоплива. Оно тоже идет из турецких портов. Но если в эти порты поставляются также сотни тысяч тонн российского ресурса, как разобраться, что в итоге приехало к нам? Как отследить, сколько того индийского топлива пришло и вышло из Турции? Есть мнение, что с индийскими сертификатами оттуда выходит в несколько раз больше, чем заходит.
То есть происхождение 20% нашего февральского импорта с турецких берегов находится под большим подозрением.
Характерно, что подобные грузы в Европу не проходят. И главным фильтром здесь является банковская система: аналитики отслеживают товарные потоки, обнаруживают токсичные грузы и отказывают в финансировании этих операций. Но уже есть ответ рынка и на это — азиатские и арабские банки. В Европу ты вряд ли заедешь, а вот в Украину — пожалуйста.
Скажу больше — формально у нас даже нет запрета на импорт российских нефтепродуктов. Для таможенного оформления достаточно любого паспорта качества, сертификат происхождения не обязателен. Более того, если таможня откажется от оформления, может вполне законно получить иск от грузовладельца.

Построение барьеров против российского горючего на нашей границе — новый вызов «топливному» фронту и государству в целом. Пока многие трейдеры пытаются воздерживаться от подозрительных партий и надеются на адекватные действия государства. Но если их не будет, причем в ближайшее время, «кровавое» горючее быстро затопит страну. Не потому, что кто-то хочет заработать. Просто с ним невозможно конкурировать.