Риски законопроекта "Покупай украинское"

15 декабря 2017, 18:45
Цей матеріал також доступний українською

Верховная Рада приняла за основу проект закона о содействии развитию промышленного производства и малого и среднего предпринимательства, более известный под его названием "Покупай украинское, плати украинцам"

Министерство экономического развития и торговли не может поддержать такие инициативы, несмотря на их обманчивое название, которое выглядит привлекательным. На это есть целый ряд причин. Во-первых, это нарушает международные обязательства Украины. Условия соглашения об ассоциации, за которое мы стояли на Майдане и соглашение с ВТО, а также соглашение о зоне свободной торговли с Канадой. Украина демонстрирует себя как надежный партнер. Страна может получить в ответ такие же аналогичные шаги со стороны других стран.

Во-вторых, это законопроект, который несет огромные фискальные риски. Ведь по предложению авторов будет переплачиваться 43% тем компаниям, которые доказали, что они украинские и собрали соответствующий пакет справок. Это означает, что будет закупаться меньше лекарств, строиться меньше дорог и ремонтироваться меньше школ. Будет переплачиваться десятки миллиардов гривен. Причем пока неизвестно кому. И авторы законопроекта сами говорят о том, что они не представляют, кому будет переплачиваться. Также непонятно, как будут использованы эти переплаты. В принципе, это можно сравнить просто с разбрасывания денег с балкона министерства или Верховной Рады, надеясь, что они попадут в порядочного бизнесмена. А этот порядочный бизнесмен не сходит на них в бар, а что-то построит. Это очень неэффективный метод поддержки.

В-третьих, это создает огромные коррупционные угрозы. Формула, которая заложена в этот законопроект, содержит более 15-ти составляющих, которые надо подтверждать минимум 23 справками. Понятно, что такое в нашей стране собрать пакет из 23 справок от государственных органов. Это означает, что малый бизнес будет вообще отрезан от государственных закупок, а остальному бизнесу нужно будет платить какие-то взятки за то, чтобы их собрать вовремя.

Также в законопроекте есть еще одна гениальная новация. Компания, которая неверно собрала эти справки, будет отлучена от проведения тендеров на 90 дней. То есть создается возможность в ручном режиме допускать или не допускать любую компанию к торгам, придавая ей огромное конкурентное преимущество в размере 43% от стоимости закупки. Министерство экономики всячески за развитие национального бизнеса и поддержку национальных производителей. Но такой метод поддержки просто неэффективен.

Любая поддержка должна отвечать трем требованиям. Она должна быть адресная, то есть должно быть понятно, кому пошли эти деньги. Эта поддержка должна быть целевой. Нужно давать людям деньги не просто так. Не потому, что они хорошие люди и почему бы их не поддержать. А потому, что за эти деньги что-то получается. Например, новые заводы, оборудование или созданы новые рабочие места, или построенную инфраструктуру и так далее. Здесь не понятно, кому пойдут средства, как они будут использованы. И наконец, эта помощь должна быть измеряемой. То есть должны понимать, что потратили и получили в качестве результата. И дальше сравнивать, или это стоит того, или надо менять эти методы поддержки.

К сожалению, поддержка через закупки поэтому и не используется почти никакими странами мира, потому что она не отвечает этим требованиям. Непонятно, сколько переплачивается, кому перепливается и получается. Или как связать рост экономики или конкретных секторов с этими переплатами. Это действительно такой ковровый метод бомбардировки по площади. Поэтому, если у народных депутатов есть политическая воля на то, чтобы поддерживать те или иные отрасли, Министерство экономики точно поддержит это. Оно в свою очередь разработало программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Пожалуйста, профинансируйте их, сделайте конкретную прозрачную бюджетную строку, в которой будет понятно, что миллиард или 5 млрд, или 10 млрд гривен будет потрачено именно на эти цели. Пусть установят конкретный механизм распределения этих средств каким-то конкурсным методом. Когда их получит лучший, а не просто тот, кто собрал лучший пакет справок. И наконец, давайте устанавливать какие-то цели, которых должны достигать благодаря использованию этих средств. Такую поддержку министерство экономического развития всячески приветствует. А документ с очень обманчивым названием "Покупай украинское" никак поддержать не можем.

Очень надеюсь, что этот законопроект № 7206 не будет принят во втором чтении. Надеюсь, что все же удастся убедить депутатов, что голосовать надо не столько за название закона, а надо вчитываться в суть этих предложений. Нужно смотреть на негативные заявления от ЕС, Канады, крупных украинских заказчиков и другого бизнеса, которые не поддерживают этот законопроект. 28 общественных организаций по борьбе с коррупцией подтверждают, что в нем есть огромные коррупционные риски. Они так же призывают этот законопроект не поддерживать. Поэтому очень надеюсь, что удастся наработать с депутатами какую-то консенсусную позицию, что от такого метода поддержки надо отказаться и перейти к таргетируемому, целевому и измеряемому методу.

Экономика Украины в 2018 году

Ожидается, что экономический рост в следующем году ускорится и достигнет примерно 3%. Экономика оттолкнулась от дна в 2017-м и поборола результаты как военной, так и экономической агрессии, с которой страна столкнулась. Мы видим очень много положительных трендов, а инфляция находится под контролем. Курс гривны сейчас относительно стабилен. Происходит рост экспорта. Причем не только в относительных, но и в абсолютных цифрах.

Так, экспорт в Евросоюз вырос за 2017 более чем на 26%. Поэтому основа для роста заложена. Но это не значит, что надо остановиться. Наоборот, надо работать гораздо больше. Надо проводить приватизацию, тоесть избавляться от оков, которые есть на ногах. В государстве 3,5 тыс. не слишком эффективных государственных предприятий, которые в большинстве своем являются хронически убыточными. Они ежегодно извлекают из бюджета десятки миллиардов гривен налогоплательщиков, а также стимулируют коррупцию во многих отраслях.

Нужно проводить дерегуляции и создание лучшего бизнес-климата. То есть надо бороться за то, чтобы вести бизнес в стране было легко и дешево. Чтобы каждый предприниматель не волновался, что к нему придут с обыском или с какими-то штрафами. Минэкономики подало в парламент ряд законопроектов, главным из которых является законопроект 6540 "О легкости ведения бизнеса в стране". Очень надеюсь, что удастся проводить реформу контроля. То есть реформу именно тех контролирующих органов, которые проводят проверки. Превратить их из карательных органов в органы, которые помогают бизнеса выполнять все требования по качеству и безопасности.

Очень надеюсь, что покажет хорошие результаты так называемый закон "Антиобыск", который был принят недавно. Надеюсь, что в следующем году сможем сделать шаг в направлении создания финансовой полиции или службы финансовых расследований. То есть сочетая все органы, которые борются с нарушениями в экономической сфере, в один. Он будет работать в основном не методом выбивания дверей ногами и обысков, а методом интеллектуальной и аналитической работы.

Конечно, надо реализовывать уже те реформы, которые благодаря работе правительства и сотрудничества с парламентом, с Администрацией Президента принятые в этом году. Речь идет о пенсионной реформе, о медицинской реформе, об образовательной реформе и так далее. Очень многие люди считают, что реформа - это только принятый закон. Но закон точно на хлеб не намажешь. Людей интересует доступ к качественному образованию, росту их пенсий, интересуют качественные школы, хорошие дороги и так далее. Поэтому имплементация суперважная, никогда не надо о ней забывать. Поэтому смотрим в 2018 год с определенным оптимизмом.

Реформы

Реформы - это не какая-то кнопка, на которую нажимается и дальше у нас начинается счастье. Реформы - это процесс борьбы, это просто изменения. Все хотят перемен. Но мало кто хочет из нас меняться сам. Поэтому то, что реформы идут с определенными сложностями, это означает, что эти реформы настоящие. Например, когда делаем реформу публичных закупок или реформу публичных продаж и так далее. Если бы видели, что никто этому не противостоит, что все довольны, все хлопают и нет никакого сопротивления, это вызвало бы некоторое недоумение. Боремся же с коррупционерами, стараемся отобрать у них десятки миллиардов гривен, которые ежегодно оседают в их карманах. И что, они с удовольствием отдадут эти деньги? Конечно, нет. Конечно, они борются. Поэтому определенное сопротивление и сложности здесь понятны и предсказуемы.

Что нужно делать? Нужно не сбавлять обороты. Нужно привлекать больше людей, которые готовы работать в центральных органах власти, в местных органах власти для того, чтобы двигать этот процесс вперед. Нужна большая сплоченность в этой сфере и концентрация усилий, а не их распыление и взаимное недоверие и расходование времени на споры. Если будем двигаться таким образом, то я абсолютно не сомневаюсь, что мы победим.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал