Политика полумер и противоречивых решений. Может ли Зеленский спасти свой рейтинг, и заодно — страну?

8 мая 2020, 17:20

Сегодняшние реформы не работают. Что нужно, чтобы исправить ситуацию

Как писал ироничный Станислав Ежи Лец в своих «Непричесанных мыслях»: пальцы слуг должны оставлять отпечатки господ. К огромному сожалению, в экономике отпечатками электорального выбора подавляющего большинства украинских граждан вместо «головокружения от успехов» стали:

Видео дня

— управленческая слабость и интриги, уничтожающие эффективность

Кадровая турбулентность и невозможность при постановке задач добиваться их неукоснительного выполнения стали визитной карточкой (флэшмобы про «право на ошибку» и оправдательные политические панегирики отставленных чиновников лишь подчеркивают общую несостоятельность)

— идеологическая «импотентность»

Отказ от идеологии либертарианства в пользу размытой центристской доктрины (на самом деле, просто не определились, как и в какой способ будет меняться лицо государства), при которой инициативы институтов власти не редко противоречат друг другу или хуже того — нивелируют одна другую

— некомпетентность или саботаж

Новые лица во власти проявили удивительное нежелание учиться и прогрессировать, а те, что имели опыт — нередко бойкотировали процессы

— низкое качество коммуникаций

Во-первых, социальные сети не способны подменить прямой разговор с гражданами по самым болезненным форматам — земле, налогам, приватизации и прочим; во-вторых, даже потенциально сильные реформы (цифровые активности, та же «Дія»; земельная реформа; большая приватизация или эксцентричный модерн пенитенциарной системы) толком не были донесены до избирателя, а значит не поняты и используются оппонентами для их дискредитации.

Вот неполный перечень последствий нового курса, или его иммитации:

— развязана бессмысленная война с малым бизнесом и предпринимательством

— проповедуется махровый («проазаровского типа») этатизм в налоговом законодательстве

— антиолигархическая и антиофшорная повестка дискредитирована

— потерпела фиаско комплексная реформа контролирующих органов 2019—2020 годов, а ликвидация налоговой милиции поставлена на паузу, как и вопрос лишения контроля экономики со стороны полиции и СБУ

— наблюдается отказ от любых радикальных шагов — политика полумер и противоречивых решений, усугубляющая ситуацию

— произошла утрата значимости/приоритетности евроинтеграционного курса.

Результат — экономическая, регуляторная, фискальная (налоговая и таможенная) политики государства были и остаются провальными. Слабое звено. В таких условиях, 40-процентная потеря дружественного электората не выглядит чрезмерной или неадекватной (последние замеры указывают на снижение поддержки президента с 73% до 46%).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Но плохой старт — не повод для отчаяния и опускания рук. Украина как никогда нуждается в «коллективном Саакашвили» (реформы никогда не делал один человек, реформы делает команда), способном осуществить решительные, радикальные реформы. Нужен смелый эксперимент и поиск уникальных решений (как говорит нам 29-летний опыт, эмуляции и слепое копирование не помогут). А еще нужен символ реформ/успеха, способный дать сигнал гражданам страны, что изменения начались и они будут продолжены.

В обновленной повестке дня обязательно хотелось бы видеть следующие вопросы (список не закрытый и наверняка будет расширен):

— экономика свободы — сворачивание грубого вмешательства государства в экономические процессы. Левиафана нужно освободить от тех функций, что не обязательно должны быть государственными и с которыми он плохо справляется. Этому поможет аудит функций и сервисов государственных органов с созданием единого открытого реестра, где каждый гражданин сможет увидеть объемы и стоимость услуг государства;

новая налоговая система, отвечающая нынешним вызовам и слабости национальной экономики, а именно: простая (не более 6−7 налогов); справедливая, которая характеризуется хорошей собираемостью при умеренных налогах; необременительная, т. е. требующая снижения административных барьеров и дерегуляции. Здесь нас ожидает болезненное сокращение государственных затрат и урезания налоговых льгот и преференций (коих на сегодня более 260), без которых снижение налогов невозможно;

новая административная реформа, «нищей» и экономически не свободной стране совершенно не нужно 73 министерства и ведомства, а значит востребована ликвидация структур, особенно с нулевым доверием граждан, а также дальнейшее сокращение числа чиновников. Но оборотной стороной медали должны стать рост зарплат госслужащих (в перспективе до рыночного уровня) и обновление кадров (в исключительных случаях близкое к 80−90%).

Эпоха вынужденных модернизаций (происходящих по требованию западных партнеров), порожденная еще временами Порошенко, должна смениться настоящими реформами, или наша страна так и будет оставаться с унизительной приставкой «failed state» — правление посредственности во имя посредственности.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X