Прозрачности мало, подотчетность — новый тренд. Что показал рейтинг 100 крупнейших городов Украины?

31 марта 2021, 16:00

Четыре года подряд мы в Transparency International Ukraine представляем Рейтинг прозрачности 100 крупнейших городов. Что показало исследование на этот раз?

За четыре года исследование стало влиятельным инструментом изменений для городских советов, на него ориентируются потенциальные инвесторы, за первенство в рейтинге идет борьба, потому что место в «сотне» — элемент престижа для городского головы и возможности развития для города.

Видео дня

И нас радовало такое положение вещей.

Прозрачность только на первый взгляд кажется словом абстрактным или недостижимым, однако на самом деле ее очень легко «пощупать». Например, во время последнего исследования прозрачности мы обнаружили, что в 2020 году 93 города из 100 предоставляют своим жителям возможность подать онлайн-заявку на зачисление детей в детский сад или школу. Причем большинство этих городов используют открытую очередь распределения детей в дошкольные учреждения.

Казалось бы, мелочь, но на деле — огромный шаг, который не только облегчает жизнь молодым семьям сады сейчас — еще та роскошь), но и уменьшает коррупцию в этом секторе. Ведь не надо идти «договариваться» с директором или директрисой, нести ему или ей подарки, чтобы малыша зачислили в заведение и его родители могли пойти и зарабатывать на успешную жизнь.

Такие результаты радуют, однако, к сожалению, похожих кейсов немного — некоторые сферы городской жизни функционируют совершенно иначе. И то, что на бумаге является прозрачностью, в реальности оказывается декларацией, от которой не так много пользы горожанам.

Мы не могли этого не учитывать. Именно поэтому в этом году наша программа «Прозрачные города» представляет два рейтинга — прозрачности и подотчетности. И картина теперь складывается несколько иначе.

Прозрачность — уже не такой темный путь

Лидерами обоих рейтингов по результатам 2020 года стал Мариуполь. В прозрачности город получил 86,6 балла из 100, а ближайший к нему Львов — 85,2 балла. Впервые за четыре года исследований два украинских города попали в категорию «прозрачных» — то есть таких, которые пересекли отметку в 80 баллов и доказали свою готовность быть ближе к жителям. И это действительно большое достижение для Мариуполя и Львова.

В топ-5 Рейтинга прозрачности также вошли прошлогодний лидер Дрогобыч (78,1 балла), Винница (76,7 балла) и Тернополь (75,2 балла). Всего 57 городов показали рост в своих показателях, а Владимир-Волынский вообще вырос в рейтинге аж на 22 балла, поднялся на 27 позиций и вошел в десятку самых прозрачных.

Если в 2017 году средний показатель прозрачности городов составил 29,9 балла, сегодня он уже достиг отметки в 47,7 балла — почти половины всего рейтинга. Заметный рост, не так ли? И он, как я уже говорила, вполне ощутимый, ведь горожане получают больше информации о деятельности власти.

Правда, динамика роста прозрачности ежегодно снижается: если в прошлом году этот показатель составлял 10,4%, то в этом году речь идет о росте лишь на 4,4%. И эта тенденция ожидаемо будет наблюдаться и в дальнейшем, ведь городам легче выполнять «простые» индикаторы, а сложные часто откладываются «на потом».

Но все равно прозрачность украинских городов — это реальное достижение децентрализации, и его нельзя недооценивать.

Смотреть можно, влиять — нельзя!

Но вот во втором рейтинге от ТІ Украина — подотчетности — ситуация совершенно другая. Там тоже по нашим подсчетам лидерами оказались Мариуполь и Львов, однако их оценка уже составила 32 и 22 балла соответственно. Тоже из 100. А это далеко даже до середины.

Заметный разрыв между уровнями прозрачности и подотчетности наблюдается и в оценке других городов. Кроме Мариуполя и Львова, в пятерку этого рейтинга вошли Покров (22 балла), Белая Церковь (21 балл) и Черновцы (20 баллов). А самые низкие баллы у Ковеля и Днепра (по 3 балла) и Шостки (4).

Мы обнаружили, что по результатам обоих исследований уровень подотчетности является в четыре раза ниже уровня прозрачности. Для второго рейтинга оценивались в среднем 50 городов, и 45 городов из них набрали менее 20 баллов и получили статус «неподотчетных».

Подотчетность — это о возможности горожан влиять на решения своей власти, контролировать ее и проверять ее работу. По сути, этот показатель указывает на то, насколько муниципалитеты позволяют жителям быть вовлеченными в процесс. И наш Рейтинг показывает — нет, не позволяют. Однако неужели и не готовы?

Мы же помним, что 4 года назад с прозрачностью в украинских городах тоже все было непросто, и только шаг за шагом города дошли до нынешних результатов. Поэтому, когда составляли методологию измерения для Рейтинга подотчетности, мы уже закладывали в нее возможности для совершенствования городов. И знаем, что с подотчетностью нужно и можно работать.

Новый рейтинг — как новая вершина

Конечно, оба исследования готовились не обособленно, а в комплексе. И, хотя в рейтинге подотчетности городов вдвое меньше, чем в Рейтинге прозрачности, соотношение между участниками обеих оценок указывают на вполне заметные тенденции.

Во-первых, результаты рейтинга демонстрируют существенный разрыв между практической и формальной открытостью власти.

То есть публикация данных на сайте горсовета или принятие каких-либо решений не означает автоматическую прозрачность власти. Например, номинально 11 городских советов имеют зарегистрированные кабинеты на портале Dozorro и приняли документ, который обязывает заказчиков отвечать на обращения в платформе, но только два отвечают по крайней мере на 80% отзывов и обращений, поступающих на этот портал.

Во-вторых, уровень прозрачности и подотчетности городов не зависит ни от размера этих городов, ни от региона. Все решает только проактивная позиция органов местного самоуправления и желание перемен.

Нередко именно небольшие города могут первыми инициировать лучшие практики прозрачности и подотчетности. Например, Дубно и Мукачево запустили систему электронной регистрации заявлений на жилье, что стало настоящим прорывом в этой сфере. А прошлогодний лидер Рейтинга прозрачности Дрогобыч ввел электронную регистрацию в коммунальные учебные заведения (дошкольного и среднего) на основе технологии блокчейн.

В-третьих, COVID-19 подсветил имеющиеся пробелы в деятельности местной власти и существенно сузил возможности граждан посещать заседания органов местного самоуправления или публичные отчеты городского головы.

В 2020 году только 9 городских советов из 50 (Одесса, Мариуполь, Александрия, Бровары, Чернигов, Дрогобыч, Херсон, Каменец-Подольский, Мукачево) обеспечили онлайн-трансляции заседаний и заблаговременно их анонсировали. Остальные города не смогли обеспечить такой важный элемент привлечения граждан к своей работе, что не только негативно отразилось на сотрудничестве городов и громад, но и повлияло на оценки в наших исследованиях.

Эпидемиологическая ситуация остается сложной, а следовательно городским советам следует искать новые пути для обеспечения прямого диалога с гражданами в условиях пандемии.

Однако мы же знаем, что для украинских городов нет невозможного, и мы в ТІ Украина готовы рассказать, как это сделать. Если городские советы продемонстрируют политическую волю, желание совершенствоваться и становиться более открытыми к жителям громад, им удастся стать не только более прозрачными, но и более подотчетными.

Ведь лучшие вершины всегда те, которые еще не покорил.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X