Слоты. Почему авиакомпании так боятся их потерять

9 декабря 2020, 12:06
Цей матеріал також доступний українською

17 декабря 2020 почти после годичного перерыва «воздушные ворота» для украинских пассажиров открывает один из ведущих и наиболее загруженных в Европе — лондонский аэропорт Хитроу.

Таким образом украинцы смогут посещать столицу Великобритании путешествуя до трех лондонских аэропортов: рейсами МАУ шесть раз в неделю, прилетая в Гэтвик и Хитроу, и рейсами другой авиакомпании до Станстеда. На сегодняшний день Хитроу является вторым аэропортом в мире по международному пассажиропотока, который в 2019 году составил 81 млн пассажиров, что на 0,9% больше, по сравнению с 2018 годом. Сейчас аэропорт является хабом для британской авиакомпании «British Airways», из него 85 авиакомпаний выполняют рейсы в 240 городов и 89 стран мира.

Видео дня

К началу октября 2019 украинцы имели возможность путешествовать в Хитроу исключительно рейсами британского флагмана гражданской авиации. Но перевозчик прекратил выполнение рейсов из-за неприбыльности, обусловленной падением бизнес трафика и растущей конкуренцией со стороны Ryanair, более привлекательного для туристического трафика и работников. Этот перевозчик и сейчас обслуживает лондонское направление из Киева, но осуществляет рейсы в пригородного аэропорта Станстед, в 48 км от Лондона. После прекращения полетов «British Airways» большое количество украинских бизнес-пассажиров оказалась лишенными возможности добираться до удобного для себя хаба в Хитроу. В данной ситуации появление в Украине альтернативной возможности летать в центральный аэропорт Лондона стала определенным репутационным вызовом рынка.

Если это настолько популярный аэропорт, почему МАУ раньше никогда не летала в Хитроу?

Так исторически сложилось, что международные рейсы в Лондон выполнялись только в аэропорт Гэтвик, так как получить слоты в Хитроу было невозможно из-за перегруженности аэропорта, ведь ежедневно через него проходят более 200 000 пассажиров.

Что такое «слоты», и как их получить?

Простыми словами, «слот» — это согласование времени прилета и вылета рейса. Слоты распределяются в соответствии с инструкциями и стандартами, установленными Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), они носят название Worldwide Airport Slots Group.

На сегодняшний день все аэропорты по всему миру делятся на три уровня:

уровень 1 — это аэропорты с гибким согласованием расписания, куда ты летишь и говоришь: «буду в 10.00», и получаешь ответ: «окей, время подтверждено»;

уровень 2 — это аэропорт с упрощенным согласованием расписания, например, ты хочешь прилететь в 10.00, но тебе говорят: «к сожалению, в 10.00 невозможно, а вот 10.15 в самый раз»;

и, напоследок, уровень 3 — это аэропорты с абсолютным согласованием расписания. В аэропортах уровня 2 принципы распределения слотов менее строгие, авиакомпании периодически представляют свои желаемые графики, а не «исторические» показатели.

Недавно Air France/KLM продала одну ежедневную пару утренних слотов в Хитроу (2 раза по 70 секунд) Oman Air за рекордные $75 млн

Кстати, о правилах выдачи слотов: существует важное правило «исторических слотов». То есть, если авиакомпания делает запрос на получение слота неоднократно и не на одну неделю, а на недели вперед и каждый слот аналогичен предыдущим, она имеет право на продление такого слота. Но есть одно условие: авиакомпания должна пунктуально использовать слоты в 80% случаев.

Также существует такой принцип — «Use It Or lose It» — авиакомпания либо пунктуально осуществляет полеты в аэропорт, любо отдает эти слоты той авиакомпании, которой они нужнее. Авиакомпания может или заполнять борт, или выполнять так называемые рейсы-«при видения», то есть летать «впустую», но рейс должен быть в аэропорту в назначенное время и по расписанию. Кстати, это правило не распространялось на полеты во время пандемии COVID-19.

Но, как ни странно, существует и такое понятие, как торговля слотами, и это очень спорный момент, потому что IАТА поддерживает и всячески стимулирует обмен слотами, при этом отмечает, что коммерческий трансфер слотов возможен только в том случае, если это не запрещено законодательством.

Действительно ли известны факты продажи слотов?

Да, конечно, это не является секретной информацией, недавно Air France/KLM продала одну ежедневную пару утренних слотов в Хитроу (2 раза по 70 секунд) Oman Air за рекордные $75 млн. В 2004 году австралийская авиакомпания Qantas Airways купила две пары слотов в том же Хитроу за 23 миллиона евро.

Так как спрос среди авиакомпаний на полеты в Хитроу очень высокий, а аэропорт физически не может вместить всех, поскольку в день доступно лишь 650 пар слотов, то и цены на них космически высокие. МАУ не покупала слоты, она их получила как авиакомпания, которая проявляла системный интерес к полетам в Хитроу в момент, когда из-за последствий пандемии слоты высвободились. В то же время, начало полетов в новый аэропорт в зимний сезон и без перспективы пролонгации является прямой инвестицией в маршрут. Поэтому МАУ очень рассчитывает на то, что аэропорт Хитроу подтвердит слоты на весенне-летнюю навигацию.

Почему Хитроу так популярен среди авиакомпаний и почему МАУ так важно выполнять рейсы в этот аэропорт?

Во-первых, Хитроу — крупнейший аэропорт Великобритании и Европы, благодаря своему расположению является более удобной альтернативой аэропорта Гэтвик для тех пассажиров, конечным пунктом назначения которых является Лондон, ведь дорога до центра города занимает всего 15 минут.

Во-вторых, аэропорт Хитроу генерирует совершенно другие пассажиропотоки, чем аэропорт Гэтвик, ведь это единственный в Британии хаб, то есть аэропорт, рассчитанный на обслуживание трансферных пассажиров, для которых Лондон не является ни пунктом назначения, ни пунктом отправления. Только пересадка. Это позволяет попасть на уникальные для украинцев международные рейсы до Вашингтона, Бостона, Дублина, Белфаста, Сан-Паулу, Буэнос-Айреса, Ванкувера, Йоханнесбурга, а также внутренние рейсы в города Великобритании, с которыми отсутствует прямое авиационное сообщение из аэропорта Гэтвик. То есть, выполнение рейсов в Хитроу позволит стыковать рейсы из Украины, не меняя аэропорт в Лондоне.

Стоит отметить, что с октября 2019 года, после отмены рейсов британского перевозчика British Airways, МАУ остается единственной авиакомпанией, осуществляющей рейсы в столицу Великобритании. Поэтому установление прямого рейса между аэропортом Борисполь и Хитроу в полной мере отвечало бы потребностям рынка и имело положительный социальный эффект для населения Украины и Великобритании.

Для кого в первую очередь могут быть интересны рейсы МАУ в/из аэропорта Хитроу?

В Лондоне у Хитроу проживают 4 большие общины: община индийцев, которых насчитывается более 550 тыс. человек, еврейская община — около 200 тыс., арабская диаспора — 100 тыс., и турецкая община — почти 50 тыс. человек. Это потенциальные пассажиры МАУ, для которых Хитроу является ближайшим аэропортом возле дома, а аэропорт Борисполь может стать транзитным для путешествий на родину.

Планирует ли МАУ выполнять рейсы в Хитроу в сезон «Лето 2021»?

Конечно, МАУ планирует даже увеличить частоту рейсов в Хитроу до семи раз в неделю. Однако, к сожалению, на данный момент авиакомпания получила технический отказ, связанный с отсутствием слотов, поскольку они зарезервированы на «исторической основе» за другими авиакомпаниями. В то же время, возможность получения слотов по сезонному принципу, по которому МАУ разрешено осуществлять полеты в текущем сезоне «Зима 2020/2021», остается открытой. Сейчас мы делаем все от нас возможное и с помощью Посольства Украины в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии пытаемся получить слоты и на летний период, ожидается, что распределение слотов по сезонному принципу на летний период произойдет не позднее февраля 2021, при этом британской стороной было обещано предоставить МАУ приоритет во время предстоящего распределения слотов. Поэтому надеемся, что авиакомпании удастся продолжить осуществлять полеты как в летнем, так и в следующих зимних сезонах.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X