Не просто набор слов: Ан-225 Мрия, коронавирус, Герега, Нафтогаз, Нефьодов, Зеленский и реформы

30 апреля 2020, 14:20

Вокруг доставки Мрией медицинской продукции в Украине появляется все больше резонанса. Разбираемся что и почему происходит.

Заголовок колонки — это не просто набор популярных для гугления слов, а имена и понятия, которые удалось объединить двумя событиями, произошедшими в конце прошлой недели.

Видео дня

Сначала украинский самолет Ан-225 Мрия в аэропорт Гостомель привез рекордную по объему партию грузов медицинского назначения, которую встречал президент Зеленский. Спустя сутки Кабинет министров Украины отправил в отставку главу Государственной таможенной службы Максима Нефьодова, который последние 6 лет входит в список главных реформаторов страны и является одним из идеологов системы публичных закупок ProZorro.

Что же тут общего? Именно публичность, вернее ее отсутствие. Из старого детского фильма я усвоил простую истину: «Тайное всегда становится явным».

В нем шла речь о ребенке, который не любил манную кашу. У нас все сложнее: рассказ о взрослых, которые одновременно любят и не любят публичность, что играет с ними злые шутки.

Можно долго обсуждать причины увольнения Нефьодова, которые наверняка скрываются настолько глубоко, что никакая ProZorro не поможет. А вот с Мрией все гораздо нагляднее.

С конца марта Офис президента (ОП) начал рапортовать о доставке из Китая в Украину первых партий тестов, масок и других медицинских изделий для борьбы с коронавирусом. Но при этом не было ни слова о том, кто именно из органов госвласти или госкомпаний фрахтуют самолеты. Увы, ни участники рынка, ни получатели этих товаров не могли дать однозначный ответ. Система ProZorro тоже ничего не знала — поиск тендеров на закупку услуг транспортной авиации ничего не давал. Лишь достучавшись до Антикризисного штаба, созданного при ОП, удалось узнать, что роль Офиса сводится к координации, а перелеты оплачивает благотворительный фонд, наполняемый частным бизнесом. При этом в целях экономии грузы везут не большими транспортными самолетами, а небольшими пассажирскими Boeing, адаптированными для грузоперевозок.

Все бы ничего, но ситуация получила внезапное развитие, когда стало известно о прилете в Украину Мрии — самого большого в мире транспортного самолета. Каждый его рейс вызывает колоссальный ажиотаж. С многочисленными анонсами, десятками тысяч зрителей и сотнями ярких фотографий взлета и посадки. «Как правило, это делается для пиара. Например, перед выборами», — пояснил мне один из украинских чиновников. Эта фраза звучала очень рационально и шла вразрез с ожесточенными словесными боями в украинском сегменте facebook, где многие эксперты две недели доказывали символическую важность и необходимость рейса Мрии из Китая. Но прилет чуть было не прошел незамеченным. В ГП Антонов анонсировали событие приблизительно за сутки, но отказались сообщать заказчика рейса. НВ Бизнес удалось узнать, что его могла оплачивать сеть гиперматкетов Эпицентр, хотя в самой компании официально не подтвердили такое утверждение.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Это сильно удивило. Ведь лучшего пиара на фоне борьбы с коронавирусом сложно придумать.

Все начало становиться на свои места после того, как в аэропорту Гостомель Мрию встретил лично президент Украины Владимир Зеленский и его ближайшее окружение. Глава государства в обтекаемой форме рассказал о рейсе, грузах и похвалил экипаж, не сказав ни слова о тех, кто оплатил около $1 млн за рейс.

Те, кто оплатил, тоже молчали. Почти неделю. Но желание продемонстрировать причастность к чему-то важному сыграло злую шутку. Вчера стало известно, что нардеп Александр Герега разослал коллегам-депутатам и киевским чиновникам письмо с предложением купить в компании Эпицентр К медицинские маски, очки, стерильные комбинезоны и другие товары противоэпидемиологического назначения. Сеть гипермаркетов Эпицентр — семейный бизнес Герег. Все бы ничего, но нардеп уточнил, что большая партия этих товаров была доставлена именно самолетом Мрия, который неделей ранее встречал президент Зеленский.

В итоге вместо положительного имиджа для всех участников сего действа имеем несколько локальных скандалов, которые рискуют стать масштабными. Они вызваны непростыми вопросами к Офису президента по конкретному рейсу и еще более непростыми вопросами к Кабмину о карантине. Ведь практически на каждом ток-шоу и в каждом электронном СМИ регулярно возникает тема работающей сети гипермаркетов нардепа Гереги, в то время как тысячи представителей малого и среднего бизнеса остановили свою деятельность и находятся на грани выживания.

Все движется, работает, летает и торгует под чутким руководством чиновников

Кому-то приходится прислушиваться к рекомендациям и прямым запретам власти, а кто-то имеет возможность сделать этой власти приятно и получить что-то приятное взамен. Кооперация большого бизнеса, Кабмина и Офиса президента при организации гуманитарных рейсов из Китая именно такой пример. Удалось создать видимость большой роли государства в борьбе с коронавирусом, не нарушив положения законодательства о публичных закупках. Удалось поднять в небо самолеты украинских авиакомпаний, объединив их интерес с торговыми сетями и благотворительными фондами, но вынеся за скобки участников рынка авиационной логистики. Все движется, работает, летает и торгует под чутким руководством чиновников.

Но этот микс из популизма и заигрывания с крупным бизнесом вызывает все меньше доверия среди широких слоев населения. Хотя стоит признать, что практически нет шансов для появления претензий о злоупотреблениях при трате госсредств не только от контролирующих и проверяющих органов, но и от тех, кто сменит действующую политическую верхушку на следующих выборах. Ведь эти средства не тратились.

Будут ли сделаны выводы? Сможем узнать уже скоро. Ведь на начало мая анонсирован очередной коммерческий рейс Мрии в Украину. Хотя его подготовка началась несколько недель назад, до сегодняшнего дня было непонятно: кто его оплачивает, будет ли этот процесс более ProZorr-ым? И кто встретит самолет: заказчики или топ-чиновники?

Возможно так и было задумано с самого начала, но именно сегодня на фоне разгорающегося скандала с первым рейсом, о своем прямом отношении ко второму полету Мрии из Китая в Украину заявила Группа Нафтогаз. Что ж, отправляемся в систему публичных закупок искать эти тендеры и анализировать их итоги.

Показать ещё новости
Радіо NV
X