Рейдерство на рынке недвижимости: Проголосуют ли депутаты за пресловутый законопроект 3618?

22 февраля, 10:06
Цей матеріал також доступний українською

23 февраля Верховная Рада Украины в первом чтении рассмотрит законопроект 3618 «О риелторской деятельности в Украине», который, по мнению большинства профессиональных риелторов, является ни чем иным, как попыткой рейдерского захвата рынка.

Похоже, разработчики документа, несмотря на негативные выводы НАПК, несмотря на огласку в СМИ о позорном влиянии этого документа на рынок недвижимости, все же не оставляют надежд руками «риелторов» чистить карманы граждан. Да и время для этого выбрано почти идеально: когда внимание народных депутатов, общества приковано к возможной военной агрессии, есть шанс, что за этот документ проголосуют незаметно, без чрезмерного внимания и «пыли» на страницах СМИ.

Видео дня

Чем вреден законопроект 3618 и какой закон нужен риелторам?

Почему риелторы против 3618?

Профессиональное сообщество неоднократно обращало внимание на то, что законопроект 3618 является не только коррупциогенным, но и рейдерским в отношении сообщества специалистов по недвижимости, желающих работать честно в условиях свободной конкуренции. Фактически разработчики документа навязывают клиентам обязательное обращение к риелторам, что нарушает конституционные права владельцев недвижимости. Документом предусмотрено создание квазиорганизации под громким названием «Федерация», в которую, как в «конюшню», должны войти все без исключения профессиональные специалисты по недвижимости. И именно эта «Федерация» сама будет решать, кому работать, а кому нет. Это, по моему мнению, является грубым вмешательством в работу вполне конкурентного рынка.

Разработчики документа, кажись, не заметили и негативных выводов законопроекта от Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК). А там есть, на что следует обратить внимание: 1. нарушение ст. 41 Конституции Украины и норм гражданского законодательства прав собственника на свободное владение, пользование и распоряжение своим имуществом, 2. предоставление вновь созданной «Федерации» функций контроля за риелторской деятельностью, 3. коррупционные риски в связи с созданием, владением и администрированием Единой информационной базы, 4. увеличение денежных и временных расходов на получение разрешительных документов субъектами риелторской деятельности ертификата субъекта риелторской деятельности, квалификационного свидетельства брокера, квалификационного свидетельства специалиста в сфере риелторской деятельности) и т. д.

Фактически разработчики документа навязывают клиентам обязательное обращение к риелторам, что нарушает конституционные права владельцев недвижимости

Членам «Федерации» придется расходовать заработанные средства на содержание аппарата организации, получение сертификата и других видов квалификационных свидетельств, на создание новых информационных баз и реестров. По предварительному подсчету АФНУ, ежегодная прибыль «наблюдателей» за рынком, полученная за счет риелторов, может составить не менее 100 млн грн. И собственно увеличение денежных расходов может повлиять на стоимость недвижимого имущества, которая возрастет на 2−3% навязанных сверху в качестве «вознаграждения» фактически авторам этой схемы.

По подсчетам АФНУ, в настоящее время в Украине не менее 40−45% сделок на рынке недвижимости совершаются с помощью профессиональных специалистов по недвижимости. В то же время рынок риелторских услуг является добровольным для клиентов. Поэтому закон никоим образом не может «заставить» собственника недвижимого имущества воспользоваться услугами риелторов. Такое «принуждение» очень похоже на знаменитые схемы в работе оценщиков недвижимости, только вместо электронных частных площадок появится электронная частная база объектов.

Каким должен быть закон о риелторской деятельности

На мой взгляд, рынку нужен другой документ, по-настоящему профессиональный закон, подготовленный при участии риелторских сообществ и организаций. Этот документ должен быть основан на взаимовыгодном сотрудничестве всех участников рынка и включать несколько принципиальных моментов:

1. Риелторские услуги должны предоставлять опытные, сертифицированные специалисты в соответствии с согласованными всеми участниками рынка стандартами профессии.

2. Каждый специалист должен по своему усмотрению выбирать, в каком профессиональном сообществе он сможет пройти обучение и получить сертификат соответствия.

3. Каждый риелтор должен быть субъектом предпринимательской деятельности или официально трудоустроенным лицом.

4. Каждый профессиональный специалист вправе самостоятельно устанавливать стоимость предоставляемых им услуг.

5. Установление критериев ответственности («предупредительных мер») за предоставление некачественных услуг и лишение права заниматься деятельностью за систематические нарушения.

6. Введение механизмов сотрудничества между органами власти и профессиональными риелторами с целью возможности получения информации, необходимой для предоставления качественных услуг: проверка документов, доступ к базам данных и т. д.

Ассоциация специалистов по недвижимости (риелторов) Украины настаивает на том, что профессиональные объединения должны получить возможность создавать «риелторские школы» ( учебные центры) и проводить сертификацию.

Такие стратегические требования к профессиональному закону являются взвешенной позицией, компромиссом, который устроит большинство представителей рынка, готовых присоединиться к его разработке. Ведь именно «белая» работа специалиста по недвижимости, его профессиональная подготовка вместе с эффективной системой сдерживания и противовесов, делает невозможным предоставление некачественных услуг и предотвращает мошенничество.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X