Почему на рынке дорожных работ может произойти большой передел

29 апреля 2020, 07:30

Минэкономики разрабатывает методологию закупки дорожных работ. Это может открыть рынок дорожного строительства для новых компаний и сэкономить бюджетные средства. А может закрыть его под нескольких игроков

В этом году в рамках программы «Большое строительство» планируется построить 4 тыс. км дорог. На это государство планирует направить более 80 млрд грн. Удастся ли государству своевременно, качественно и с экономией бюджетных средств выполнить эту задачу?

Видео дня

Однозначно положительно на этот вопрос пока сложно ответить. Закупки дорожных работ — тема непростая.

Только в 2019 году заказчики объявили более 6700 закупок дорожных работ и услуг, в которых приняли участие более 1000 компаний. Пятая часть этих закупок была отменена заказчиками или не состоялась. Это почти половина стоимости закупок для дорог общего пользования.

Кроме того, в течение 2019 года участники торгов подали 851 жалобу в Антимонопольный комитет Украины на действия заказчиков. Жаловались участники как на дискриминационные требования тендерной документации, так и на результаты квалификационного отбора, а именно на неправомерные определения победителя торгов или отклонение тендерного предложения.

Сортировать публичные закупки в отрасли задача не простая, но чрезвычайно важная. Ведь заказчику необходимо не только качественно подготовить требования к компаниям-исполнителям, не ограничивая при этом принцип свободной конкуренции, но и успеть провести все закупочные процедуры до начала строительного сезона.

Именно для этого Укравтодором был разработан проект Методологии по закупкам дорожных работ. Сейчас он прорабатывается Министерством экономики, как уполномоченным органом, вместе с экспертной средой. Методология будет иметь рекомендательный, то есть не обязательный характер. Однако, если заказчик возьмет ее за основу, это станет золотым стандартом для закупок. Фактически от этих рекомендаций будет зависеть, каким будет дорожный рынок в перспективе — станет ли он двигателем развития экономики и примером эффективной государственной политики, или наоборот — закрытым клубом для ограниченного круга дорожных компаний.

Позиция Укравтодора понятна — нужно «отсеять» участников, которые не смогут выполнить работы. Но не создадут ли такие условия отбора другие риски?

Основные положения, которые получили больше всего замечаний экспертов, в том числе членов рабочей группы при Минэкономики, касались требований о подтверждении опыта и наличия материальной базы участника торгов.

Безусловно, заказчик может и имеет право требовать от подрядчиков подтверждения способности выполнить договор в полном объеме, и вопрос в том — каким образом.

Например, в подтверждение наличия в своем распоряжении собственной или арендуемой техники и асфальтобетонного завода необходимо предоставить копии документов на право собственности или актов их приема-передачи.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Для крупных компаний, которые имеют значительные производственные мощности — это не проблема, а вот средним и малым предприятиям выполнение этого условия может «влететь в копейку». Ведь спрогнозировать время от начала объявления закупки до момента подписания договора невозможно — есть прецеденты, когда этот период достигал 4−5 месяцев. А увеличивать производственные мощности на такой срок и не использовать их нет никакого смысла.

Другой пример.

Методика предлагает следующее: чтобы принять участие в закупке строительства, реконструкции или капитального ремонта дороги национального или международного значения I, II, III категории, участник должен предоставить подтверждение опыта выполнения работ на автомобильных дорогах аналогичных категорий и только работ по новому строительству, капремонту или реконструкции.

Однако технология устройства асфальтобетонной смеси одинакова для всех категорий дорог и модуль упругости покрытия (то есть нагрузки, которіе может відержать покрытие дороги) зависит от запроектированной конструкции. Иными словами, для дорог высшей категории количество слоев асфальтобетонной смеси будет больше согласно проекту и независимо от опыта подрядчика.

В части же равенства — технология для разных категорий одна, а вот качество ее выполнения зависит от класса техники, квалификации персонала, соблюдения нормативного температурного режима.

Учтя замечания различных экспертов, Укравтодор предусмотрел «лифт» для подрядчиков, когда наработав определенное количество договоров на дорогах местного значения (категории I, II или III), участник может подаваться на закупки ремонтов дорог государственного значения низшей категории (территориальные и региональные).

Выглядит достаточно справедливо, однако это положение не обосновано данными о количестве и стоимости договоров на таких дорогах в предыдущие годы. Кроме того, в общем доступе нет информации о количестве автомобильных дорог местного значения I-III категории.

После обсуждения с экспертами было принято решение учитывать в качестве опыта объем отдельных видов дорожных работ. Это даст возможность показать способность выполнять работы в количественном эквиваленте за последние 5 лет и может значительно расширить количество участников тендера.

Кроме того, применение таких требований для подтверждения опыта для закупок капитального ремонта оставляет без внимания тот факт, что большинство работ, которые выполнялись в 2016—2019 гг., заключались на текущий средний ремонт среднем около 80% стоимости всех заключенных договоров на строительные и ремонтные работы). На практике этот вид работ довольно часто предусматривает работы, аналогичные для капитальных ремонтов, и большинство подрядчиков имеют опыт выполнения именно таких работ, так как другие работы «закупались» в сравнительно небольших объемах.

Надеемся, что в следующей редакции документа эти замечания будут учтены.

Безусловно, должен существовать систематизированный подход и четкие и понятные критерии сравнения потенциальных подрядчиков для отбора лучшего предложения. Однако рыночная экономика требует того, чтобы в портрет «идеального участника рынка» хотя бы в перспективе могли вписаться большинство компаний, а не условные ТОП-10 из числа сотен активных игроков, многие из которых давно работают на рынке.

Показать ещё новости
Радіо NV
X