Что общинам делать с отходами

25 июля 2018, 15:00
Цей матеріал також доступний українською

Реформа управления отходами в Украине назревает еще с советских времен, ведь и тогда как такового "управления" не было, а были только "бескрайние" просторы на которых можно сваливать мусор.

На сегодня в Украине принята Национальная стратегия управления отходами до 2030 года, согласно которой на законодательном уровне будет закреплена новая система распределения ответственности между гражданином, производителем и властью, в частности местным самоуправлением.

Сортировка отходов

Сортировка является начальной точкой любых дискуссий вокруг надлежащего управления отходами. Однако, еще до этого следует вспомнить так называемую "иерархию управления отходами", согласно которой до сортировки и дальнейшей переработки стоит "предотвращение образования".

Предотвращать образование отходов может и конечный потребитель, и производитель. Обычно, у производителя это получается эффективнее, ведь еще на этапе производства должны выбираться дружественные к окружающей среде материалы, продумываться то, куда упаковка или остаточная продукция попадает после использования потребителем.

Как стимулироть производителей? Для этого существуют механизмы расширенной ответственности производителя (РОП), которая предусматривает ответственность производителя за переработку и утилизацию своей продукции после ее потребления. По опыту европейских стран производители или индивидуально, или через специальные объединения обустраивают сортировочные линии и обеспечивают переработку. В противном случае – штрафы. Достаточно распространена практика передачи функций расширенной ответственности органам местного самоуправления, в обмен на деньги обеспечивающим систему раздельный сбор таких отходов.

Когда сортировки отходов станет массовой?

На сегодня сортируется и перерабатывается 3-4% отходов, соответственно, если Национальная стратегия по управлению отходами ставит целью переработку 50% отходов – нужен не меньший процент сортировки, и так называемое раздельный сбор.

Раздельный сбор – это дополнительные расходы, которые сегодня, в основном, перекладываются на плечи местного самоуправления. Необходимы дополнительные контейнеры, ведь в "одну кучу" уже собирать не получится. Увеличиваются транспортные расходы перевозчика, а это чаще всего – коммунальные предприятия: различные фракции от отходов надо и собирать отдельно.

Товарную партию, минимальный объем отходов, который готовы приобрести переработчики, надо где-то накапливать. Желательно эти отходы уплотнять, а это – специальное оборудование.

Если говорить о сортировочных линиях, то это только капитальных инвестиций на несколько миллионов гривен, не считая операционные расходы. Много приходилось слышать от коммунальных предприятий, затраты на раздельное уборки не покрываются доходами от реализации вторсырья переработчикам. Умная экономика потребует переложения этих расходов на тех, кто эти отходы создает, в частности население. Поднятие же тарифа – вопрос обычно очень политизированный.

С другой стороны, население фактически не заинтересовано разделять отходы. Можно говорить и об экологической сознательности, и о том, что кто-то самостоятельно сдает вторсырье в приемные пункты, имея от того определенный доход. Однако большинство так не делает. Тариф же рассчитывается по норме образования отходов. На одного человека это примерно составляет 300 кг в год. Хотя органы местного самоуправления могут устанавливать нормы самостоятельно. В норме учтены все отходы, включая ресурсоценные. Поэтому, простейшая реакция обычного человека такая: я вам плачу тариф, а вы себе делайте с отходами что хотите.

Может ли сортировочная линия исправить ситуацию?

Нам часто задают такой вопрос: улучшится ли ситуация, если в каждой громаде поставить сортировочную линию? Наш ответ: следует быть очень осторожным с такими решениями. Сортировочная линия, как и вся система управления отходами, является чувствительной к масштабу. Если объем отходов незначительный, то операционные и инвестиционные расходы никоим образом не перекроют их, и со временем недогруженные сортировочные линии могут стать немалым бременем для громад. В системе ProZorro можно найти несколько успешных тендеров по закупке местными КП сортировочных линий, средняя цена – около 8 млн гривен.

Если линия будет обслуживать относительно большую территорию (скажем, в соответствии с Национальной стратегией управления отходами, оптимальная зона охвата услугой - от 150 до 400 тыс. населения в зависимости от экономических, географических, транспортных и других особенностей общин), тогда можно было бы говорить об экономии. При этом в Украине мощности для переработки пластика, стекла и бумаги на самом деле есть, и бизнес наоборот жалуется на недостаток отсортированного мусора, без которого невозможно их расширение.

Другая ситуация со специфическими видами отходов, как батарейки, люминесцентные лампы или комбинированная упаковка. Следует ожидать развития рынка переработки этих отходов в будущем, но сегодня едва ли не единственный выход – это везти их на переработку в страны ЕС.

Любая технология окончательного удаления отходов, то ли захоронения на полигонах, то ли сжигания, с точки зрения экономики потребует устойчивого потока отходов. Причем согласно европейским стандартам удаляться должны отходы, которые не могут попасть в цикл повторного использования или рециклинга.

Что нужно делать громадам?

Согласно упомянутой Стратегии управления отходами для ее успешного внедрения разрабатывается Национальный план по управлению отходами а дальше – региональные планы для того, чтобы адаптировать национальную политику к региональному масштабу и потребностям общин.

Подытожим наши советы для громад

  1. Учим сортировать

Если общины планируют уменьшить количество свалок и приблизить управление отходами к европейским стандартам, начать надо с обучения населения сортировке мусора и тем самым уменьшить поток отходов на свалки, а также сэкономить на сортировочной линии.

Для того, чтобы обеспечить поток отходов, необходимо расширить количество домохозяйств, имеющих заключенные договора на вывоз бытовых отходов и, что немаловажно – оплачивающих эти услуги. И это реальный вызов, который стоит перед громадами, особенно сельскими. Даже для состоятельных ОТГ это остается вызовом, ведь для того, чтобы охватить большее количество населения этой услугой, необходима коммуникация.

  1. Находим кому продать мусор

Имея достаточное количество отсортированного мусора мы можем рассчитывать на партнерство с перерабатывающим бизнесом, который будет его покупать. На сегодня, предприниматели работающие в этом бизнесе, пытаются заручиться гарантиями от местных властей на то, что они смогут обеспечить их надлежащим количеством сырья, ведь только так инвестиции смогут окупиться.

  1. Договариваемся с соседями

Если собственного мусора для перерабатывающих предприятий не хватает – договаривайтесь с соседними громадами, совместными усилиями можно будет найти выход, интересный для всех.

Кроме того, региональные планы будут предусматривать координацию в управлении отходами между несколькими громадами в пределах одного кластера, которых оценочно может быть от 3 до 8 на весь регион. А это может быть реализовано через механизмы сотрудничества территориальных громад. Именно это должно помочь объединить усилия и организовать рациональную практику сбора и переработки.

Если громаде удастся разумно организовать управление отходами, своими силами, или вместе с соседями, проблема отходов перестанет быть проблемой, но настоящей бизнес-возможностью. Даже еще до запуска нового законодательства, в Украине есть ряд положительных примеров того, как громады организовали управление отходами на местном уровне:

  • Священник из прикарпатского села Большевцы приучил односельчан разделять отходы. Обучение длилось 10 лет, но сейчас – в селе чисто, а проданные отходы позволили купить саженцы яблонь.
  • В селе Бобрица Киевской обл. инициативная группа организовала Экопатруль, раздельный сбор и вывоз мусора как в селе, так и в лесу.
  • С участием экспертов DESPRO реформировали Тульчинкомунсервис, которое за 5 лет превратилось из убыточного в прибыльное предприятие. Полученный доход направляют на закрытие существующей свалки и приобретение оборудования для нового полигона, построенного для замены старой свалки. Кроме того, коммунальное предприятие реализовало переработчикам первые партии сортированного пластика и бумаги.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал