Ничего не скрывайте: основа развития современного ритейла

24 декабря 2020, 10:00

В мировом ритейле доминирует тренд на прозрачность. Бренды и компании, которые могут себе позволить ничего не скрывать от покупателей, выходят на совершенно иной уровень взаимодействия, построенный на доверии.

В 2013 году из-за трагедии в Бангладеш погибли более 1 тыс. работников швейной фабрики и еще более 2 тыс. были ранены. Инцидент заставил потребителей со всего мира задуматься: кто и в каких условиях производит вещи, которые мы носим.

Видео дня

Прозрачность — это первый шаг в привлечении брендов к ответственности. Компании не смогут обеспечить соблюдение прав человека, надлежащие условия труда и охрану окружающей среды, не уделяя внимание тому, где производится их продукция.

Несколько лет подряд уровень прозрачности основных брендов исследуется в рамках Fashion Transparency Index. Индекс анализирует компании по 220 показателям в 5 категориях. Оцениваются не этические и экологические показатели брендов, а объем информации, которую они раскрывают публично. Однако прозрачность в этом контексте — это инструмент изменений, а не конечная цель.

Среди основных аспектов прозрачности — контроль цепей поставок, экологическое производство, защита прав человека и крайне актуальный для украинского рынка вопрос детенизации бизнеса.

Контроль цепей поставок

Особенности модной индустрии: меняющиеся тренды, разнообразие продуктов в коллекциях и трудоемкое производство — приводят ко многим прямым и косвенным связям с поставщиками. Это значительно усложняет контроль, впрочем, крупные мировые бренды тщательно отслеживают жизненный цикл своих товаров.

Например, Marc O’Polo выстраивает стратегию, которая опирается на доверие и долговременную приверженность потребителей бренда. Компания стремится наладить длительное и открытое сотрудничество со всеми партнерами и интегрировала инструмент управления цепочками поставок OSCA®. Благодаря этой программе бренд получает доступ ко всей необходимой информации и может контролировать деятельность партнеров в режиме реального времени.

В Украине среди ритейлеров и дистрибьюторов пока, к сожалению, не принято об этом говорить: при выборе поставщика решающую роль зачастую играет финансовая выгода. С другой стороны, именно неравнодушные потребители могут заставить ритейлеров внедрять изменения. К тому же мировые бренды направления общаются со своей аудиторией в соцсетях: повышают уровень осведомленности и стимулируют сознательный выбор.

Экологичное производство

Последняя модная тенденция — это не цвет сезона и не трендовая вещь, а концепция устойчивой моды. Бренды стремятся минимизировать загрязнение воздуха, воды и почвы, экономят ресурсы и тому подобное.

Достичь 100% устойчивости трудно. Timberland взамен стремится к 2030 году не только уменьшить вредное воздействие, а вызвать положительные изменения в окружающей среде. Ежеквартально бренд публикует отчеты о своих достижениях в контексте устойчивого производства. У Timberland есть коллекция одежды и обуви из переработанного пластика ReBotl™ и линейка ReNet™, в которой использованы волокна из переработанных рыболовных сетей, выловленных в океане. Также бренд внедряет технологию переработки и безотходного использования кожи.

Этот тренд одинаково актуален для любой страны, и долго его игнорировать не удастся. Мы все живем на одной планете, и у нашей планеты нет плана Б. Компании, которые хотят существовать еще много лет, точно должны включить вопрос устойчивого развития в свою адженду.

Запрос на экологическую моду среди украинцев уже существует, однако некоторых фундаментальных вещей для закрепления новых сценариев потребления не хватает. Например, мы начали собирать обувь на переработку, но столкнулись с тем, что в Украине нет завода, который сможет правильно утилизировать обувь. Нам пришлось отправлять вещи в Швецию.

Защита прав человека

Современная молодежь — поколение сознательных потребителей, они, в частности, стремятся направить свой выбор так, чтобы вызвать положительные изменения для людей, участвующих в изготовлении товаров, которые мы покупаем. А бренды должны реагировать.

Например, C&A, занявший второе место в рейтинге Fashion Transparency Index, избегает дискриминации, поддерживает честность и прозрачность в работе с сотрудниками и поставщиками. Бренд интегрировал Fairness Channels — инструмент для выявления и разрешения конфликтов, возникающих внутри компании или с поставщиками. Кроме того, C&A участвует в глобальном проекте ACT (Action, Collaboration, Transformation) — это соглашение о преобразовании швейной, текстильной и обувной промышленности для сокращения чрезмерного рабочего времени при сохранении достойной заработной платы для работников.

В Украине минимум каждый пятый работник не оформлен должным образом. Такие отношения с работодателем не гарантируют достойные условия труда, нормированный рабочий график, выплату больничных или компенсацию в случае несчастного случая и делают необоснованные штрафы и увольнение без предупреждения. Но, несомненно, изменений не избежать. Пока несовершенный украинский ритейл продолжает играть по своим правилам, крупные бренды меняются в глобальном масштабе, устанавливая новые стандарты в индустрии.

Детенизация бизнеса

Серый бизнес является основным тормозом для развития современных форматов розничной торговли и экономического роста Украины. Без чека, пользуясь упрощенной системой налогообложения, торгуют даже крупные сети. В результате примерно половина фэшн-ритейла остается в тени. Я убежден, что те компании, которые строят долгосрочные планы, должны стать ответственной частью общества: платить налоги и быть прозрачными, развиваться и способствовать развитию страны.

На украинском рынке есть позитивные сдвиги: уже существует четкая позиция государства по фискализации торговли, были подписаны законы о применении РРО и детенизации расчетов. Однако серая экономика в Украине — это целая система, которая противостоит изменениям, и повлиять на нее может только сознательный потребитель. Ведь коррупция идет не от президента или правительства, а от каждого из нас, кто покупает товары и не требует кассового чека. К тому же новый закон содержит положения о так называемом «кэшбеке» — возможности покупателя пожаловаться в органы контроля на отсутствие чека или его несоответствие требованиям и получить денежное вознаграждение.

В общем, я верю в силу потребителей. Тех, кто ставит себе дельные вопросы, выбирает бренды устойчивой и этической моды, покупает у добросовестных украинских ритейлеров и понимает: даже такие небольшие шаги могут изменить страну.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X