РФ хочет закрепить в конституции верховенство национального права. Что это означает на практике

3 февраля 2020, 11:10

Этот шаг обеспечивает Москве «подушку безопасности» для собственной внешней политики, позволяя ей игнорировать решения международного сообщества. Но не все так просто

Речь Владимира Путина к Федеральному собранию ознаменовала череду «косметических» преобразований государственного аппарата, направленных на очистку от токсичных государственных деятелей и имитирование наличия реформ: вскоре после заявления Дмитрия Медведева об отставке правительства, сложил собственные полномочия Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. В самой речи Путин выразил свое видение превращения России в парламентскую республику со слабым президентом и сильнее Госсоветом — именно шефство над этим органом прочат бывшему агенту КГБ после 2024. Правда, один пункт путинской речи остался без должного внимания: российский глава заявил, что Конституция РФ должна иметь приоритет над нормами международного права. Что это означает на практике и повлияет ли это на судебный процесс Украины против России в МС ООН?

Видео дня

Со времен развития «классического международного права» в теоретическом поле было две концепции соотношения международного и национального права: монизм и дуализм. Дуализм предполагает существование двух независимых систем, которые могут иметь общие точки соприкосновения, монизм же — примат одной правовой системы над другой. Общепринятой является концепция примата международного права над национальным — любые споры по этому поводу сугубо узкотеоретичны.

В Украине согласно действующему законодательству действует примат международного права: еще в Декларации о государственном суверенитете 1990 отмечается, что «Украина признает преимущество общепризнанных норм международного права перед нормами внутреннего права». В первой части статьи 9 Конституции говорится, что «Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины». Также согласно статье 19 Закона «О международных договорах Украины» закрепляется норма о том, что в случае разногласий правил международного договора и правил внутреннего законодательства применяются правила международного договора.

Российская правящая верхушка расценивает главенство действующих международных договоров, которые Москва подписала ранее, как нарушение национального суверенитета государства.

Аналогичная ситуация была закреплена и в Конституции РФ: статья 15 мало того, что подтверждает закрепление международных договоров российскому законодательству, но и декларирует норму о верховенстве международных договоров над нормами внутреннего права. Сейчас же российская правящая верхушка расценивает главенство действующих международных договоров, которые Москва подписала ранее, как нарушение национального суверенитета государства.

Правда, переделать 15 статью первой главы основного закона достаточно проблемно: изменения в первой, второй и девятой главы Конституции РФ не могут приниматься Федеральным собранием — в таком случае необходимо созвать Конституционное собрание, закон о функционировании которого до сих пор не был принят, хотя и вносился в Думу 6 раз.

Изменения будут касаться статьи 79 третьей главы основного закона, согласно которой Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий. Российская власть же хочет дополнить данную статью нормой о том, что решения межгосударственных объединений, действующих на основе принятых РФ международных договоров, противоречащих Конституции России, не будут выполняться.

По мнению российской верхушки, такая «реформа» необходима для того, чтобы не противоречить идее примата международного права над национальным, а нанести «точный выстрел» в обязательства Москвы выполнять решения международных объединений, то есть, резолюции Совета Безопасности ООН, решения ЕСПЧ, решение МС ООН и так далее.

С теоретической точки зрения, этот шаг обеспечивает Москве «подушку безопасности» для собственной внешней политики, позволяя ей игнорировать решения международного сообщества, в частности, любое будущее решение МС ООН по судебному процессу Украина против России.

Для того, чтобы получить определенную легитимизацию в глазах собственного населения или стран Запада об «определенном обходном маневре», планируется провести общий государственный референдум. Несмотря на то, что Путин ходит с «козырного туза» в виде ограничения роли президента и возможности занимать указанную должность лишь дважды при жизни, можно быть уверенным, что поправки в основной закон будут приняты.

Правда, на практике ситуация не складывается так как хотелось бы Кремлю: закрепление нормы о невыполнении международных договоров в национальную Конституцию, все равно, а не легитимизирует ее. Согласно основному принципу МП «pacta sunt servanda» (договоры должны выполняться), Уставом ООН и 27 статьей Венской конвенции о праве международных договоров, сторона не может ссылаться на положения внутреннего права для оправдания невыполнения ею договора.

Если же своим решением в июле 2015 года Конституционный суд РФ признал, что решения Европейского суда по правам человека могут не выполняться, если они противоречат основному закону, то в случае МС ООН или Совбеза ООН, решения любой юридической инстанции или изменения в Конституцию не имеют никакого реального влияния и никак не могут угрожать выполнению решения МС ООН в судебном процессе Украины против России.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X