Публичные закупки: перезагрузка или косметические правки

3 октября 2019, 14:40

Что нового хотят внедрить законодатели в сфере закупок

25 декабря 2015 был принят Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон). Во многих вещах закон стал революционным, в частности в аспекте прозрачности и контроля со стороны общественности и СМИ. Именно благодаря этому Закону закупки стали действительно «прозрачными», а систему электронных закупок «ProZorro» стали называть дополнительным рынком сбыта. Однако за 3 года его применения проявились недостатки и положения, допускающие определенные злоупотребления.

Видео дня

20 сентября 2019 парламент принял в целом законопроект № 1076, которым вносятся многочисленные изменения в Закон Украины «О публичных закупках», в связи с чем он излагается в новой редакции.

Что же нового внедрили законодатели в сфере закупок

Первое, что бросается в глаза — пороги закупок оставляют такими же, однако изменения претерпели процедуры. Закупки до 50 тыс. грн по сути остаются допороговыми. Такие закупки могут осуществляться без применения электронной системы закупок. Однако, они должны проводиться с соблюдением принципов публичных закупок и, если они произведены не из «ProZorro», обязательно должен быть обнародован отчет о заключенном договоре.

Что касается закупок от 50 тыс. грн и до 200 тыс. грн для товаров и услуг, а для работ — до 1,5 млн грн (для заказчиков в отдельных сферах хозяйствования — до 1 млн грн и до 5 млн грн соответственно), то они уже не смогут осуществляться без аукциона. Такие закупки будут считаться упрощенными и в соответствии со ст. 14 нового Закона должны проводиться в последовательности, аналогичной проведению обычных открытых торгов с применением системы электронных закупок. При этом, упрощенная закупка будет считаться проведенной даже при наличии одного участника. А если он был дважды отменен из-за отсутствия участников вообще, то заказчик имеет право осуществить закупку без конкурса и без «ProZorro». Стоит заметить, что ни условия закупки, ни решение заказчика по упрощенной процедуре не подлежат обжалованию в АМК.

Размер третьего «порога» также не претерпел изменений — 133 тыс. евро для товаров и услуг, а для работ — 5150 тыс. евро, как и особенности закупок в случае его превышения.

Интересным антикоррупционным нововведением можно назвать замену тендерного комитета на уполномоченное лицо, которое должно быть в трудовых отношениях с заказчиком, и которое не может быть привлечено на гражданско-правовой основе. Именно такое уполномоченное лицо будет нести ответственность за проведение закупок. Антикоррупционным это новшество можно назвать потому, что сегодня привлечь к уголовной ответственности членов коллегиального органа почти невозможно, а здесь — определенное должностное лицо. И несмотря на то, что такое уполномоченное лицо может привлекать других работников заказчика или может быть председателем рабочей группы, их решения будут иметь совещательный характер для уполномоченного лица. Одно «но»: переходными положениями предусмотрено, что до 2022 года вместо уполномоченного лица могут существовать тендерные комитеты.

В качестве альтернативы уполномоченному лицу новая редакция Закона предусматривает создание централизованных организаций, которые будут проводить закупки вне зависимости от ее вида и определять победителя вместо заказчика. Заказчику останется только подписать договор с победителем. Стоит заметить, что такие организации предусмотрены и действующей редакцией Закона и постановлением КМУ № 1216 от 27.12.2018 г., Однако они не получили широкого распространения.

Абсолютной новеллой по сравнению с действующим законом, можно назвать торги с ограниченным участием. В соответствии со ст. 36 новой редакции Закона, торги с ограниченным участием применяются в случае необходимости предварительной проверки квалификации участников путем проведения квалификационного отбора и при этом ожидаемая стоимость такой закупки превышает 133 тыс. евро для товаров и услуг, а для работ — 5150 тыс. евро.

Такие торги будут проводиться в два этапа. На первом с ограниченным участием проводится квалификационный отбор участников процедуры закупки. Если для участия в квалификационном отборе документы подали менее четырех участников процедуры закупки, торги с ограниченным участием отменяются автоматически. Второй этап проводится при наличии не менее трех участников.

В действующей редакции Закона такая процедура не предусмотрена. А все закупки сверх указанных сумм осуществлялись или через открытые торги с особым порядком раскрытия предложения, или через конкурентный диалог. При этом эти обе процедуры закупки остаются и в новой редакции Закона.

Нашли место в новом законе и для переговорной процедуры закупки. Законодатель, отмечая что эта процедура должна применяться заказчиками как исключение, крайняя мера, одновременно несколько расширяет перечень оснований для ее применения.

Претерпел изменения и порядок обжалования процедур в орган обжалования -— Антимонопольный комитет Украины. В части 2 ст. 18 новой редакции Закона указано, что за подачу жалобы в орган обжалования осуществляется оплата через электронную систему закупок в день подачи жалобы. То есть плата должна осуществляться через электронную систему закупок (для чего она должна иметь определенный функционал) и в день подачи жалобы. Что будет нарушать оплата жалобы за день, два или за неделю до подачи жалобы — не понятно. Далее, в этой же статье отмечается, что размер платы, порядок осуществления платы и ее возвращение субъекту обжалования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, определяется Кабинетом Министров Украины.

Бесспорно положительным нововведением является возвращение платы за подачу жалобы в случаях ее полного или частичного удовлетворения, а также в случаях, когда заказчик после ее подачи самостоятельно устранил недостатки.

В новой редакции Закона поданная жалоба будет рассматриваться 10 рабочих дней с возможностью продления до 20 рабочих дней вместо 15 рабочих дней согласно действующей редакции. Учитывая бешеную загруженность Постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок, можно быть уверенным в том, что рассмотрение каждой жалобы будет продлено.

Внимания заслуживает еще одно новшество в процедуре рассмотрения жалоб. Новый Закон прямо закрепляет право органа обжалования направлять любому электронные запросы и получать информацию, в том числе консультации специалистов и экспертные заключения по вопросам, связанным с предметом жалобы. Однако не понятно, каким образом будет реализовываться это полномочие с учетом загруженности и сроков рассмотрения жалоб.

Кроме того, отныне решения Постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок должно быть выполнено заказчиком в течение 30 дней со дня его принятия. Формально, эта норма очень важна, поскольку защищает от злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков, однако на практике заказчики прибегают к такой мере не часто.

Подытоживая сказанное, можно уверенно говорить, что полноценного перезагрузки публичных закупок не будет, а внесенные изменения, несмотря на их многочисленность, в основном носят косметический или совершенствующий характер.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X