Карантин — в помощь. Мифы и правда об удаленной работе

30 марта 2020, 19:05

Как работать из дому эффективно и что должен сделать менеджер, чтобы правильно все организовать

Море, пляж, пальма. Ноутбук на коленках. Шепот волн. Четко структурированные мысли, креативные идеи и даже гениальные соображения по рабочим вопросам, которые повергают шефа в шок: «С первого числа идешь на повышение!». Примерно так представляют себе удаленку работники, просиживающие в офисе «от» и «до».

Видео дня

Это не вымысел. По данным HAYS, международной рекрутинговой компании с головным офисом в Лондоне, 90% офисных сотрудников мечтают об удаленном режиме. По их мнению, так продуктивность вырастает многократно (35% опрошенных), а управлять временем можно по собственному желанию (30% опрошенных), что тоже кажется привлекательным.

Но практика показывает, что для большинства людей работа вне офиса — серьезное испытание. Не для каждого удаленка может стать приемлемой «нормой жизни».

«Никакого релакса!»: три мифа про «удаленщиков»

Миф 1. «Живу где хочу, работаю где хочу — свободный человек!» В принципе — верно. Но, по статистике, 81% сотрудников на удаленном режиме не меняют место жительства. Рабочий график может сместиться на утренние или вечерние часы, но в целом остается прежним.

Миф 2. «Когда хочу, тогда работаю, когда хочу — тогда отдыхаю». Вот тут ошибочка. При работе в команде есть график, придерживаться которого обязательно. Быть на связи в определенные часы — норма. Дедлайны никто не отменял, а выполнить свой объем работы сам бог велел — ведь от этого зависит результат деятельности всего коллектива.

Миф 3. «Дома я сам себе начальник, коллеги не отвлекают, начальник не стоит над душой, а значит, сделать все смогу за несколько часов. Дальше — привет игры, сериалы и прочие развлечения!» Самообман. Опросы свидетельствуют, что 35% сотрудников на удаленке тратят на работу столько же времени, как и в офисе, а 34% сказали, что трудятся теперь даже больше.

Неподготовленный человек встречается с массой отвлекающих факторов. То дверь скрипнула (а кто там пришел?), то кошка села на клавиатуру (ну как не приласкать эту милашку?), то телик заговорил о чем-то «ужасно-важном».

Свобода действий — это сложный процесс самоорганизации и дисциплины

Но есть и хорошие новости. Настроиться на продуктивную работу из дома можно. Что для этого нужно сделать:

1. Заранее обустроить рабочую зону. Ничего лишнего и отвлекающего. Хорошо, если это отдельная комната.

2. Настроиться морально, прийти в «рабочий день» с рабочим настроением и в подходящей одежде. Конечно, ваш халат никто не увидит по ту сторону экрана, но для внутренней уверенности все же лучше надеть что-то, в чем вы обычно ходите в офис.

3. Настроить домашних, что теперь это ваш «офис и ваша работа» — пусть не дергают по пустякам.

4. Отключить соцсети и телевизор — в офисе же такое не приветствуется?

5. Установить для себя четкие границы рабочего времени (например, с 9−00 до 18−00 с обозначенным перерывом на обед). Паузы допустимы не чаще чем через 1,5−2 часа.

6. Строго следовать заранее прописанному плану работы на день (используйте корпоративный календарь или составьте свой собственный перечень заданий). Выполнили пункт плана — поставьте галочку, так можно будет отслеживать собственную продуктивность в конце рабочего дня.

Свобода действий — это сложный процесс самоорганизации и дисциплины. Сможет ли человек трудиться так же продуктивно, как и в офисе и не чувствовать себя «выпавшим из обоймы» зависит во многом от руководителя.

Как наладить работу команды удаленно: три лайфхака для шефа

Карантин — мера не частая в нашей стране. Многие руководители с ужасом задумались об «удаленке». В голове сразу возникает образ небритого типа с ноутбуком на коленях, вечно жующего и потягивающего пиво прямо из бутылки. Разве это работник?

Но обратимся к статистике. Профессор Стэнфордского университета Николас Блум (Nicholas Bloom) два года изучал принципы работы компаний с сотрудниками, разбросанными по всему миру. Картинка потрясла своими результатами. Исследование доказало, что преимущества удаленной работы неоспоримы.

В целом, благодаря «удаленщикам» удается здорово экономить на накладных расходах (67% компаний зафиксировали экономию трат на интернет, канцтовары и офисную технику) и ФОТ (14% компаний обнаружили, что те, кто работает вне офиса, редко берут официальные больничные, и не требуют доплат за работу во внеурочное время).

Но как извлечь максимальную выгоду от вынужденной удаленки и организовать процесс так, чтобы «и волки сыты и овцы целы»?

В основе эффективной работы команды лежит мотивация. Мотивация, в свою очередь — это следствие психологического комфорта и уровня доверия в коллективе.

Что делать:

1. Коммуникация на всех возможных уровнях

Создайте безболезненный переход сотрудников в онлайн: дайте надежные каналы связи, напишите подробные инструкции о графике работы, о плановых «летучках» и прочем.

Создайте чаты для общения по рабочим вопросам и для «поболтать» — да, без этого никуда. Убедите людей, что с любыми вопросами есть к кому обратиться. Ничего не изменилось, разве что формат.

Используйте любую возможность личного или коллективного общения «голосом», а еще лучше — с видеосвязью (благо, интернет позволяет это сделать).

Разбавляйте сухие сообщения по электронке «смайликами» — это здорово помогает передать эмоции человеку, сидящему по ту сторону экрана, да и к тому же на расстоянии нескольких десятков километров.

2. Эффект полного присутствия

Организовывайте активности в чатах «для поболтать», рассказывайте о новостях компании — пусть все будут в курсе.

Отличная идея — устроить «корпоративчик по поводу возвращения в офис» или запланировать тимбилдинг. Инициируйте творческий мозговой штурм по этому поводу. Все должны быть в радостном ожидании «маленького, но приятного» праздника жизни.

3. Рабочее время и контроль

Заранее оговорите формы отслеживания продуктивности работы каждого (специальные программы помогут это устроить). Все участники процесса должны четко знать свои обязанности и следовать дедлайнам.

Старайтесь не тревожить сотрудников во внерабочее время — уважайте их личное временное пространство. Доверяйте коллегам и требуйте только конечный результат, избегая лихорадочного контролирования мелочей в процессе.

Интересную мысль выразил Джейсон Фрид в своей книге «Remote. Офис не обязателен». Если не дословно, то звучит так: «Вы няня, а не руководитель, если отпускаете своих сотрудников из офиса в страхе, что без вашего присмотра все рухнет».

Не будьте няней, правильно организуйте процесс и пожинайте плоды успеха.

Опыт крупных корпораций говорит о том, что ответственный работник отлично справляется со своими обязанностями, независимо от того, где находится. Просто каждому требуется свое время на адаптацию.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X