Самостоятельно не справиться. Забота о психологическом здоровье теперь не мода, а потребность

17 марта, 17:50

Стала ли война катализатором развития рынка Mental Health в Украине?

Изменения рынка Mental Health с начала войны

В Украине о Mental Health, как направлении управления человеческими ресурсами и фундаменте успеха любой компании, заговорили с началом «карантинных» времен. В Америке и Европе забота о ментальном здоровье сотрудников — это привычная практика для корпоративной культуры.

Видео дня

Первое украинское исследование благосостояния работников было проведено только в 2021 году. Опрос выявил, насколько украинский бизнес заботится о своих сотрудниках, и в результате были сделаны интересные выводы о том, что организационное благосостояние — это актуальный HR-инструмент, поскольку он способен активно влиять на эффективность каждого сотрудника и компании в целом.

В исследовании приняли участие 57 крупных украинских компаний из разных отраслей экономики. Почти половина организаций, вовлеченных в опросы, имеет штатную численность более 1 000 сотрудников. Проект продемонстрировал, как украинский бизнес смог устоять на фоне вызовов пандемии COVID-19 и показал перспективы на будущее.

Что интересно — менее 40% респондентов имели комплексную стратегию организационного благосостояния в начале пандемии. Уже с началом карантинных ограничений 82% компаний пересмотрели свои программы благосостояния и сделали фокус именно на удаленной работе со свободным графиком, ментальном здоровье и расширении программ страхования. Результат нововведений не заставил себя ждать — 89% руководителей опрошенных компаний отметили положительные результаты от внедрения программ Mental Health уже через год. Подразумевается усиление бренда работодателя, рост уровня вовлечённости персонала и повышение устойчивости морального духа команды.

Война в Украине стала очередным вызовом каждому человеку и бизнесу в целом. Однако, дорожная карта для эффективных действий в экстремальных ситуациях уже, частично, наработана, топ-менеджеры компаний видят целесообразность внедрения программ ментального здоровья, а следовательно, и выстраивают соответствующие стратегии развития в направлении содействия благосостоянию сотрудников даже в военное время.

Мы в 4ID Студии корпоративной психологии это четко почувствовали, ведь с началом полномасштабного вторжения 10% наших клиентов по тем или иным причинам ушли (одни вынуждены были переформатировать бизнес под текущие потребности, другие не справились с финансовым бременем новых вызовов и вынуждены были сокращать расходы). Однако со временем ситуация выровнялась, поскольку работодатели, очевидно, почувствовали потребность психоэмоциональной поддержки сотрудников в сложные времена.

Как следствие, количество компаний-клиентов выросло более чем на 60% по сравнению с довоенными временами. К тому же к привычным услугам, таким как онлайн консультирование и проведение вебинаров, добавились запросы на новые продукты — групповые встречи онлайн и офлайн. Мы заметили, что сотрудники нуждаются в большем взаимодействии, более ценными стали человеческие отношения и реальный «теплый» контакт — появился спрос на офлайн-встречи с психологами и групповую работу — то, что было отложено в долгий ящик за годы карантина.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Как отреагировали компании, работавшие над проектами Mental Health до нападения России

Поначалу это, конечно, был шоком. И для нас тоже. HR-отделы взяли на себя первый удар — с людьми работать тяжело, особенно в состоянии всеобщего стресса.

На фоне резкого падения производительности труда и ограниченности внутренних ресурсов сотрудники переживали эмоциональное выгорание от тонн тревожной информации, сыпавшейся со всех сторон. Невероятное количество болей и эмоций и ограниченные возможности для «переживания» их — вот то, с чем столкнулись все.

В первые месяцы войны некоторые компании отказались от программ, как от дополнительных затрат, другие — наоборот, пытались расширить психологическую поддержку и найти то, что больше отзывается сотрудникам.

Беспокоиться о себе и своем ментальном здоровье стало не трендом или модой, а практической потребностью

Когда мир вокруг рушится, трудно давать советы и успокаивать. Первое, что мы с hr-службами сделали, это организовали экстренные телефонные линии для того, чтобы у людей был доступ к психологической поддержке даже там, где не было интернета, но еще оставалась связь. Телефонные линии использовались как по назначению (для психологической поддержки), так и для передачи важной информации (об эвакуации или других сообщений).

Далее мы наладили работу с группами, с сотрудниками колл-центров компаний-клиентов и координаторами эвакуаций, регулярно организовывали психологические дебрифинги — проводили обсуждения в группах совместно пережитые трагедии войны.

Нашим специалистам пришлось освоить навыки по работе с шоковыми состояниями и кризисами, связанными с войной в реальном времени. С этим нам помогли израильские коллеги, которые делились своим опытом и знаниями в работе с переживанием войны гражданскими.

Как сейчас изменились запросы и ожидания компаний от сервиса ментального здоровья

На наш взгляд, до войны использовался более функциональный подход. Работодатели заботились о ментальном здоровье сотрудников, стремясь создать максимально удобные условия для труда и жизни людей. То есть ориентировались на создание комфортной среды внутри компании и тем самым пытались влиять на производительность каждого сотрудника и организации в целом.

Фокус ставился на борьбе с выгоранием, прокрастинациями, оттоком персонала, а также на развитие эмоционального интеллекта, креативности и творчества. Значительное внимание было уделено улучшению бренда работодателя и построению уникальной внутренней экосистемы в компании.

Запросы «прежней», довоенной жизни безусловно остались, но после начала полномасштабной войны возникли новые приоритеты. Стало ясно, что главная опасность для развития компаний — это внешняя угроза, и к тому же она неуправляемая.

Работодатели уже поняли, что главный ресурс любого бизнеса — это эмоционально стабильные сотрудники, и это полностью изменяет методику формирования программ лояльности в компаниях. Сейчас преобладает более заботливый подход: сделать все, чтобы члены команды (а часто и члены их семей) нашли внутренние ресурсы, чтобы выстоять, выдержать эмоциональную нагрузку контекста, в котором мы все находимся.

Времена «ковидной неопределенности» сейчас кажутся детской игрой, война несет множество гораздо более опасных угроз, так что и психологическая поддержка также должна отвечать современным вызовам.

Компании реорганизовали свои программы психологической поддержки с учетом новых обстоятельств

С переходом к более «заботливому подходу», бизнес начал «позволять» себе то, о чем раньше даже речь не шла. В топ новейших запросов вошли групповые встречи по обработке потерь, обсуждению детско-родительских отношений, эмоционального отреагирования, адаптации демобилизованных из ВСУ работников и другие.

В программах Mental Health для бизнеса появилась невиданная гибкость: доступными стали консультации детского психолога, исчезли ограничения по темам для обсуждения, если они были, больше компаний позволили родственникам сотрудников обращаться за советом специалиста. Очень вырос запрос на офлайн-встречи и индивидуальные консультации. Как результат, стигма «психолог» постепенно исчезает для тех, кто нуждается в посторонней поддержке. И честно говоря, такая поддержка сегодня необходима почти каждому.

Новые вызовы для поставщиков сервисов Mental Health

С началом войны мы четко поняли, что унифицированная услуга (ограниченный перечень запросов или тематические семинары/вебинары) уже не ко времени. Сейчас актуален «штучный товар», то есть индивидуальный подход как к компании, так и к каждому отдельному ее сотруднику.

Каждая организация — это отдельный живой организм, это как отдельная личность, требующая особого внимания. И часто бывает, что то, что работает для одних — не срабатывает для других.

Сейчас мы нашли то, что действительно работает на практике, живые встречи во время воздушных тревог и организация онлайн-встреч даже в условиях ограниченности электроснабжения. Ситуация заставила пойти на вариативность способа предоставления услуг — например, телефонные консультации, когда нет ни света, ни интернет-соединения. Наша работа — это работа в условиях сплошного форс-мажора, поиск новых решений для предоставления качественных услуг.

Война открыла новые потребности украинцев. Стрессовое состояние способствует обострению хронических заболеваний и проявлений психосоматики, поэтому появились запросы, более ориентированные на физическое здоровье — консультации нутрициолога, специалиста по нормализации сна, специалиста по медитациям и других.

Война и отношение людей к ментальному здоровью

«Пойти к психологу» уже становится не так стыдно, как раньше. Клеймо «ненормальности» обращающихся к специалисту постепенно исчезает с началом войны. Мощная душевная боль вытесняет стыд — проблем разного рода столько, что становится уже очевидным — самостоятельно справиться с ними иногда просто невозможно. Война — это марафон, игра в долгую. Люди начали осознавать важность заботы о себе прямо здесь и сейчас. Исследование собственных ресурсов, методов адаптации к ситуации, создание собственной уникальной карты, как двигаться в такой бурной неопределенной внешней среде все больше привлекает людей к психологам. Больше стали обращаться топ-менеджеры, hr специалисты, ведь от их стабильного эмоционального состояния зависят в том числе и результативность команды.

Если раньше на консультацию психолога охотнее шли молодые люди, то сейчас стигма «психолог» понемногу нивелируется даже у пожилых людей.

Беспокоиться о себе и своем ментальном здоровье стало не трендом или модой, а практической потребностью.

Бизнес изменил отношение к поддержке ментального здоровья работников

Упомянутое ранее исследование организационного благосостояния, которое было проведено Делойт в Украине в 2021 году, выявило пробелы в отношении программ Mental Health. Даже в пандемийные времена только 31% компаний разрабатывали такие программы, но с фокусом на заботу только о здоровье и только 16% внедряли комплексные стратегии благосостояния как общественного блага, то есть ради социальной устойчивости, здоровья сообщества, семей и граждан в целом.

Война не просто изменила отношение бизнеса к программам ментального здоровья от более прагматичного к более заботливому. Руководство компаний понимает важность роли психоэмоционального состояния сотрудников в достижении бизнес-результата, а значит охотнее идет на расширение программ и на более персонализированный подход.

Частые запросы к психологам

Война — одна из топовых тем в запросах. Было бы странно ждать чего-то другого. Людей беспокоит все, что связано с личными переживаниями войны: трудности релокации, потери близких, потери безопасности и долгосрочных планов, разлука в парах и разрыв семейных отношений, трудности в общении с близкими и коллегами, поддержка военнослужащих.

Участились также запросы, связанные с поиском мотивации и смысла жизни. Однако следует заметить, что люди стремятся найти силы, чтобы и дальше жить, влюбляться, строить планы и радоваться простым вещам. И это говорит о том, что мы адаптируемся к военным обстоятельствам и стараемся жить свою «нормальную» жизнь в том, что есть сейчас.

Будущее рынка психологических услуг для бизнеса

Потребность сотрудников в психологической поддержке будет расти и дальше. Даже в послевоенное время, когда «горе будет прогоревано», а усилия бизнеса направлены на развитие и восстановление, психологическая поддержка будет оставаться важной опорой в достижении целей. Причем больше внимания будет уделяться поддержке на уровне личности: большему осознанию себя и большей ответственности за собственное ресурсное состояние.

Уже сейчас формируется доверие к сервисам, подобным нашему. Конечно, не все бизнесы будут способны закрыть потребности психологической поддержки сотрудников. Компаниям с иностранным капиталом будет легче, однако отечественные компании тоже постараются не отставать, и здесь многое зависит от предоставления услуг по психоподдержке. Провайдер должен предоставить конкретное решение под конкретный запрос. Растет потребность в гибкости психоподдержки и четкая адресность услуг — «универсальность» отходит на второй план.

Очевидно, украинские компании видят свое будущее с программами ментального здоровья, поскольку спектр вводящих их сфер бизнеса расширяется. Если раньше это были в большинстве своем ІТ-компании, то сейчас это и ретейл, и фармация, и агросфера и другие.

Показать ещё новости
Радіо NV
X