ProZorro: как покупать качественный товар дешевле
Есть два распространенных взгляда на украинскую систему публичных закупок.
Часть наших соотечественников уверена, что чиновники государственного сектора покупают все очень дорого, причем как по причине тотальной коррупции, так и просто от желания за "чужие деньги" приобрести все самое лучшее – машины в премиальной комплектации, топливо в дорогих сетях АЗС, оргтехнику от брендовых производителей. А если даже и не коррупция, то все же понимают, что государственная система настолько зарегулирована и неэффективна, что в любом случае все получается гораздо дороже, чем покупают для себя коммерческие компании. Есть другая группа наблюдателей, знакомый с принципами работы системы ProZorro, которая указывает на обратное: использование обязательных электронных аукционов и обычно чисто ценовых критериев приводит к тому, что всегда выигрывает "дешевле барахло". И система, безусловно, демонстрирует заоблачную экономию, но зато катастрофически падает качество товаров, покупаемых госсектором, в тендерах выигрывают посредники-оптимизаторы, и бороться с этим невозможно.
Так где же правда?
Проработав почти полтора года в службе закупок и пройдя весь путь от полной смены команды и осторожных попыток "купить хоть что-то, чтобы не остановить предприятие", до заполненных залов на встречах с рынком и победы в рейтинге закупщиков всей инфраструктурной отрасли, мы можем попытаться ответить на этот вопрос.
Сначала несколько фактов.
Мы уже писали, как научились покупать топливо – на конец 2017 года 90% всех розничных поставок для более чем 220 точек дислокации нашей автотехники выполняли напрямую три крупнейшие сети в стране – Укрнафта, ОККО и WOG. При этом наши цены в среднем были на 1-1,5 грн ниже, чем в дешевой сети и на 4-5 грн – чем в самой дорогой.
А это – свежая инфографика с результатами наших отдельных тендеров на закупку оргтехники и грузовиков:

Все эти примеры объединяет одно – государственное предприятие покупает очень качественные товары по удивительно низким ценам. И все это в рамках закона, через систему ProZorro, с исключительно ценовым критериям и почти без обжалований. В чем секрет, и как так получается? Анализируя результаты, мы видим необходимость выполнения трех главных условий и соблюдения определенного формата работы.
Сначала условия, без которых такие результаты будут маловероятны или краткосрочны:
- Профессиональная команда закупщиков и тендерщик, объединенная общими целями и ценностями. Причем именно цели и ценности являются здесь главными – интересно, что более половины из новой команды службы закупок Укрпочты ранее не работала в государственных закупках, а многие – и в закупках вообще. Научиться качественно проводить тендеры или разбираться с техническим заданием на новое оборудование можно, если есть желание, а вот заставить себя открыто работать с рынком и противостоять многим искушениям государственного закупщика получается далеко не у каждого. И по нашему опыту скажу, что компромиссов здесь быть не может. Именно поэтому, к сожалению, к нашей команде очень редко привлекаются "опытные" закупщики из госсектора.
- Рыночные "белые" зарплаты для всех причастных к процессу. Многие из нас в свое время работали в команде реформ на волонтерских началах, поэтому мы знаем, что можно работать и почти бесплатно, но мы так же точно знаем, что это очень временное явление и собрать стабильную команду без адекватной оплаты почти невозможно. А эта команда принесет в разы больше экономии предприятию (по нашему опыту, за 2017 сумма экономии в 15 раз превысила все расходы на службу закупок). С другой стороны, мы видели много людей на госпредприятиях, которые работали с миллионными закупками на окладе в 7 тыс. грн. Часть из них, при этом, ездила на дорогих машинах, а другая часть – ничего не умела и не хотела, а просто "получала стаж в большой компании". Понятно, что с такими сотрудниками надеяться на эффективные закупки невозможно.
- Отсутствие какого-либо влияния на процесс закупок и принятие соответствующих решений – как изнутри компании, так и извне. Нам с этим очень повезло, а вот для большей части госсектора именно это, думаю, станет на практике сложным условием.
Теперь о формате работы.
Собственно говоря, для проведения эффективных закупок нужно пройти всего четыре шага: 1) хорошо понять реальные потребности внутреннего заказчика; 2) определить возможности рынка по соответствующим поставкам; 3) сделать так, чтобы возможности рынка и внутренние потребности максимально совпадали; 4) обеспечить участие как можно большей части доступного рынка в объявленных торгах. Эти шаги и являются основной работой закупщика на этапе до заключения договора. Как мы к ним подходим?
Понятно, что начинаем с общения с внутренним заказчиком и изучения его заявки на поставку. Очень помогают визиты непосредственно "на производство", в нашем случае – это отделения, автобазы и центры обработки почты. Но это только начало. Далее – изучаем рынок: основных производителей, поставщиков, участников торгов. Очень полезна аналитика в ProZorro и Rialto – внимательно смотрим, кто подает заявки на участие при аналогичных предметах закупки. После этого, как правило, проводим одну-две встречи с кем-то из основных поставщиков. Цель этих встреч одна – лучше понять возможности и ограничения рынка и те параметры закупки, которые для поставщиков являются важными. Как правило, во время таких встреч уточняются и основные игроки на рынке. Такие предварительные встречи дают возможность вместе с внутренним заказчиком составить уже более-менее понятное широкому рынку техническое задание.

После этого – один из важнейших этапов – открытая встреча с рынком. Через все доступные нам каналы (сайт, ФБ-страница, электронные письма и телефонные звонки) мы приглашаем на встречу всех потенциальных участников и посылаем всем, кто заинтересовался приглашением, проект технического задания на закупку. На встречу обязательно приглашаем внутреннего заказчика и в течение 1-2 часов:
- рассказываем участникам о нашей потребности;
- вместе с ними рассматриваем техзадание и обсуждаем каждый его пункт с точки зрения возможности выполнения, одновременно внося в ТЗ коррективы и согласовывая таким образом наши потребности с возможностями рынка. Важно, что обсуждаются не только технические детали, но и сроки поставки, размеры партий, условия оплаты и другие коммерческие параметры, а также формальные требования к участнику по ст.16 закона "О публичных закупках". Обычно мы также спрашиваем у участников, чем отличается их качественная продукция от возможных подделок, и как можно проверить качество при поставке;
- отвечаем на все вопросы участников и акцентируем внимание (особенно актуально это для новых участников) на особенностях процесса электронных торгов, рассказывая о его основных требованиях и давая советы по минимизации ошибок. После такой встречи всем рассылается доработанный проект ТЗ и предлагается предоставить свои коммерческие предложения. В результате имеем качественную тендерную документацию, с которой уже можно выходить на ProZorro.
Такая работа с рынком является самой сложной, ответственной и очень необычной для большинства государственных заказчиков частью процесса закупки. Но, если иметь целью получить ТЗ, которое лучше всего соответствует внутренним потребностям и возможностям рынка, а также поощрить максимальное количество поставщиков к участию в наших торгах, то лучшего инструмента для этого мы пока не видим – лучших экспертов, чем системные поставщики, все равно нет, да и заинтересовать их принять участие можно только таким открытым общением. Ибо чем работа через электронные торги кардинально отличается от обычных переговоров? Нам не нужно (и даже запрещено) договариваться с конкретным поставщиком о лучших условиях, скидках и отсрочках, наша задача – обеспечить ситуацию, при которой на объявленные торги придет максимальное количество участников, хорошо поторгуется между собой во время аукциона, а затем победитель не будет отклонен из-за несоответствия документов нашим требованиям (конечно, если его товар соответствует нашим потребностям).
И если ты качественно все подготовил, то такой механизм работает, что видно из результатов наших закупок. Ты создаешь условия, а система делает за тебя остальную работу. Почему при этом с самой низкой ценой часто выигрывают лучшие на рынке товары? Причины разные – в одних случаях из-за конкуренции двух крупных брендов, в других – чтобы не дать закрепиться на рынке новичку, для кого-то это может быть важным имиджевым проектом или шагом для входа в новый сегмент – заказчику все это только на пользу. Главное – тщательно прописать все требования с учетом возможностей поставщиков и убедить их в честной процедуре отбора. В результате очень часто есть возможность купить действительно качественный продукт по очень низкой цене.
Успехов всем в закупках, и все будет ProZorro!