Зашли в тупик. Что делать с инспекцией труда в Украине?

16 декабря 2021, 15:02

Спектр мнений о том, какой должна быть украинская инспекция труда — шире, чем даже о реформе налоговой службы. От «надо дать больше полномочий, потому что просто не дают работать» и до «их нужно разогнать, закрыть, ликвидировать».

Непримиримость полярных позиций по поводу инспекции труда, глубоко отрицательный имидж, заработанный десятилетиями, и глубоко укоренившийся страх говорить правду, называть явления своими именами и анализировать их без ожидания наказания в виде проверок и штрафов — все это загоняет ситуацию в тупик. Настолько, что никто не хочет не только заниматься этой темой, но даже затрагивать ее.

Видео дня

Но так быть не может. Ликвидировать инспекцию, которая существует во всех цивилизованных странах, в том числе в европейских, не получится. Закрыть глаза и ничего не делать — эквивалентно сохранению существующей ситуации со всеми ее негативными явлениями. Украине нужна современная обновленная эффективная и риск-ориентированная инспекция труда, по лучшим мировым образцам. Просто она должна работать на страну, работника, работодателя, а не на контролера ради пустого процесса контроля.

Итак, давайте разбираться.

Задачи и приоритеты

Часть функций, выполняемых инспекцией труда, не вызывает дискуссий в обществе. Контроль за своевременной выплатой зарплаты, борьба с позорным явлением, долгами по зарплате — это точно правильно. Сейчас Минэкономики вместе с Гострудом при поддержке Минцифры создали соответствующие цифровые инструменты орма отчетности по зарплатным долгам, которую можно обновлять в реальном времени, а не подавать в Госстат раз в месяц — уже есть на портале). Соответствующие инструкции по заполнению подготовлены и рассылаются, готовится обновленная нормативка. Долги будут и в «текущем состоянии», и с «историей». Надеюсь, прозрачность, оперативность и совершенная аналитика в этом вопросе — помогут одновременно бороться с долгами и снять ненужное давление на добропорядочные предприятия, у которых нет задолженности.

Инспектирование среднего и малого бизнеса должно быть чрезвычайным событием, исключением

Вторая важная тема — зарплаты в конвертах. Все эти конверты в тени, и качественной эффективной работы на самом деле не ведется. Учитывая, что по оценкам аналитиков, потери бюджета страны от «конвертных зарплат» вышли уже на первое место, и превосходят потери от «скруток» и «оффшорных схем», этому вопросу нужно уделить особое отдельное внимание. Это должно стать приоритетной задачей. Но инструментами здесь должна быть цифровая аналитика и работа с наемными работниками, возможно даже поощрение разоблачать неблагополучных работодателей. Позорное явление «зарплат в конвертах» должно быть преодолено эффективными мерами влияния с одновременным поощрением работодателей переходить на прозрачные полные честные выплаты (но это уже вне работы инспекции).

Охрана жизни и здоровья работника на работе — это главная стержневая цель существования инспекции. Принципиально, что целью работы должен быть не «порядок в бумагах», не оплата полного набора «услуг правильных сертифицированных приближенных компаний», а именно — защита жизни и здоровья. Работа инспекции должна быть сосредоточена на крупных промышленных предприятиях, на вредных производствах, на высокорисковых объектах — шахтах, карьерах, строительных площадках, в цехах.

Там, где жизнь и здоровье работников застрахована работодателем, проверки могут делать страховые компании. Инспектирование среднего и малого бизнеса должно быть чрезвычайным событием, исключением. Деньги работодателей должны направляться на приобретение средств индивидуальной защиты, на оборудование рабочих мест, на обучение работников. А не на покупку бумаг по схеме «вот в этой компании заказывайте, платите, и все будет нормально, не беспокойтесь». Работник защищен не десятком купленных у правильных компаний бумажек. Работник защищен, когда он обучен, имеет средства защиты и работает в безопасной среде. Здесь нужно менять подходы коренным образом.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Наконец, «соблюдение трудового законодательства». Здесь уже происходит масштабная трансформация, по этому вопросу в обществе наконец-то есть консенсус, дерегуляция и дебумагизация в трудовой сфере набирают обороты. Надежды работодателей, чиновников, работников — на депутатов, на скорейшее принятие законопроекта 5388 «О дерегуляции трудовых отношений», которым большое количество вопросов будет передано от государственного регулирования и проверок — на усмотрение работодателя (все эти «графики отпусков» и «правила трудового распорядка», которые на малых предприятиях и у ФЛП просто бессмысленны), или на договоренность между работодателем и работником или профсоюзом (в индивидуальных или коллективных трудовых соглашениях).

Так же наши надежды на принятие законопроекта 5054 о критериях трудовых отношений. По разным оценкам, в Украине без оформления вообще, даже не ФЛП, работает около 4 миллионов человек. Инспекция и ее инспекторы при выявлении нелегального труда должны применять не собственное понимание и не свой собственный приказ, а критерии, прописанные в Законе. Четкие, конкретные, понятные. Эти же критерии должны понимать и работодатели, и не обижаться, когда к ним будут вопросы: а почему у вас на рабочих местах, на вашем оборудовании, по вашему графику и под вашим оперативным руководством работают какие-то вообще не оформленные люди или ФЛП по гражданским договорам? Как это — в вашем магазине продавцами и кассирами работают ФЛП? Такие работники должны быть оформлены в штат, и никакого другого варианта нет (здесь мы затрагиваем отдельную большую тему экономической детенизации, но это для следующих статей).

Оценка эффективности работы инспекции

Для оценки эффективности инспекции труда жизненно необходима система показателей. Нельзя оценивать работу инспектора, подразделения, всей инспекции в целом по отчетам, которые они сами пишут. Оценка должна быть независимой, конкретной, понятной и экспертам, и социальным партнерам и самим инспекторам. Такую оценку можно получить в цифровом измерении по результатам цифровой аналитики.

Оценка должна синхронизироваться с целью существования инспекции. Если целью является охрана жизни и здоровья, то показателями оценки должны быть количественные показатели смертности и травматизма, сумма выплат пострадавшим из государственных страховых фондов. Для предотвращения манипулирования отчетностью (которое очень распространено) следует добавить в показатели количество/процент выявленных попыток сокрытия несчастных случаев.

Вместе с тем работа инспекции не должна создавать чрезмерного, ненужного, неэффективного давления на работодателей. Полезными показателями могут быть общее количество инспекций, процент инспекций, которые завершились только рекомендациями, отдельно — предписаниями, и отдельно — штрафами. Инспекция должна заниматься помощью работодателям в обеспечении здравоохранения и здоровья, а не штрафованием. Для обеспечения прозрачности важен показатель количества/процента попыток инспекционных посещений без надлежащим образом оформленных направлений на проверку и отдельно без регистрации на инспекционном портале Государственной регуляторной службы. Важно оценивать также качество работы инспекторов, работавших на предприятиях, где произошли несчастные случаи: инспекторы давали рекомендации, помогали устранить недостатки или только штрафовали и предлагали услуги «своих» компаний для «правильного заполнения всех бумаг» и получения «всех нужных выводов» десь мы возвращаемся к реформе системы сертификации, о которой говорилось в предыдущей колонке).

Уменьшение долгов по зарплате — разумеется, может быть только индикатором, здесь главная зависимость от экономической ситуации и от работодателей, а не от инспекции, но этот индикатор должен работать. Напротив, в теневой занятости должны работать уже не индикаторы, а именно оценки, но не по отчетам инспекторов, а комплексно: работа должна быть подтверждена из независимого источника, выявленный нелегальный труд должен завершаться трудоустройством, контролируемым через уплату ЕСВ, а не через самонаписанные отчеты.

Необходимы и другие показатели, необходимо создать целую систему оценивания со всех сторон, по каждому аспекту деятельности инспекции и ее взаимодействию с объектами проверки. Все это должно быть в цифре, не на бумаге. Все это должно «подтягиваться» из независимых систем, возможность вмешательства или воздействия на процессы оценки должна быть исключена.

Безусловно, оценка должна производиться не ради «работы с цифрами». Оценки должны влиять на оплату труда инспекторов, на их продвижение по кадровым ступенькам или на предложения поискать другую, более подходящую работу.

Резюмируя: нельзя оставлять работу Гоструда такой, как она сейчас есть. Это понятно уже почти каждому, с кем приходится общаться. Нельзя и вовсе ликвидировать Гоструда: в стране должен быть государственный орган, занимающийся зарплатными долгами, борьбой с теневой работой, охраной жизни и здоровья работников и другими вопросами государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. Да, сегодня работа неэффективна и вызывает массовое недовольство забюрократизированностью, дискреционными подходами, ненужным давлением и другими еще более негативными явлениями.

Нужно безотлагательно, быстро и коренным образом трансформировать Гоструда в современную европейскую инспекцию труда. Так что, за работу.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X