Почему деолигархизация не сработает

20 июля 2021, 09:00

Четыре необходимые трансформации, без которых борьба с олигархами не имеет смысла.

Законодательная инициатива по деолигархизации и публичные списки олигархов обречена на провал, если не сделать несколько важных изменений в том числе в корпоративной системе управления государственных компаний и государственных органах власти. Эксперты Бюро инвестиционных программ проанализировали инициативу деолигархизации с точки зрения влияния на экономику, безопасность для инвесторов и выделили 4 главные сферы, которые нуждаются в трансформации, чтобы деолигархизация действительно состоялась.

Видео дня

Как ограничить влияние на государственные компании

Более 50% ВВП Украины приходится на государственный сектор экономики. И влияние финансово-промышленных групп, аффилированных к украинским олигархам, на госсектор достаточно мощный. Поэтому прежде всего необходимо на законодательном уровне его нивелировать.

В первую очередь это касается назначения «своих» СЕО и членов наблюдательных советов в государственных компаниях. То есть нужен цивилизованный подход к корпоративному управлению и создание наблюдательных советов, в которых будут независимые директора, не связанные с фамилиями олигархов из списка.

А дальше именно наблюдательный совет голосует за кандидатуру генерального директора компании. Тогда влияние на стратегические решения в ключевых отраслях экономики, где задают тон государственных предприятий, не будут зависеть от воли представителя конкретной ФПГ. Кроме того, нивелируются коррупционные схемы через подконтрольный олигархам менеджмент.

Второе важное изменение касается крупных тендеров от государственного сектора в сферах топлива, Укрзализныци и других госмонополистов, в которых уже десятилетия участвуют в основном те же аффилированные к этим ФПГ компании. То есть получается, что 30−40% всех заказов делается через их бизнес. Поэтому здесь должна быть разработана четкая процедура, которая запрещает компаниям, которые связаны с определенными по перечню олигархами, участвовать в государственных тендерах по определенным направлениям.

Недавно в Украине открылся рынок трейдинга газа и электроэнергии. Но этого мало. Средний бизнес из энергетической сферы пока не может тягаться в тендерах с такими гигантами, принадлежащими самым богатым украинцам. Поэтому снова имеем ситуацию олигополии на рынке поставок газа и электроэнергии, когда 3−4 группы контролируют 80%+ рынка. Здесь как раз должен сработать Антимонопольный комитет и ограничить такое неравномерное влияние конкретных групп. Что касается АМКУ, то это отдельный вопрос и фокус работы.

Как ограничить влияние на чиновников

Закончить наконец начатое реформирование в государственных органах власти, чтобы ограничить влияние олигархов на чиновников. Для этого недостаточно устраивать конкурс на ключевые должности, как то в государственные агентства, госпредприятия и центральные органы исполнительной власти. Надо заключать соглашение с выбранным кандидатом на должность на 2 года с разработанными специфическими KPI и ответственностью за финансовый результат.

В госсекторе большая проблема — чиновники в большинстве своем мотивированы не на результат в своей работе, а на процесс. Поэтому для них чаще всего непонятно, когда их работу оценивают по KPI. Но такая привязка, как и четко очерченный срок работы, необходимы. Тогда человек на своем посту будет спешить за 2 года выполнить конкретные показатели и реализовать указанные проекты.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Удобнее всего KPI привязывать к конкретным финансовым результатам. Например, привлечь в год за счет приватизации 10 млрд гривен, если мы говорим о руководителе фонда госимущества. За выполнение поставленных задач руководитель получает бонусы. Если за 2 года работы не достиг определенных результатов, объявляется конкурс и избирается новый руководитель. Но опять же, в комиссии, которая принимает на конкурс кандидатов, должны быть независимые специалисты по подбору персонала и независимые члены наблюдательного совета, имеющие равные права голоса. Это нивелирует влияние заинтересованных лиц поставить своего человека.

Цивилизованный лоббизм по законам экономики

Закон о лоббизме Украине необходим, если мы хотим, чтобы идея деолигархизации сработала. То есть когда в стране появится цивилизованный лоббизм, партии перестанут в теневом режиме финансироваться финансово-промышленными группами самых богатых.

Тогда любой бизнес или группа бизнесменов может обращаться к партии или фракции с просьбой разработать ряд законов, которые помогут наладить, например, производство в их области. Считается, сколько времени нужно для разработки законов, сколько специалистов будет задействовано и объявляется официальная стоимость за работу. Из полученного официального дохода партия / депутатская группа платит налог. Конечно, те же компании олигархов тоже будут платить за лоббизм, но это уже будет прозрачно и официально и мы будем видеть, за что именно.

И главное, основой для любых законодательных изменений должна быть судебная система. Пока в Украине не работают прозрачно суды, любая инициатива не сработает.

Станет ли безопаснее инвесторам после деолигархизации

Деолигархизация может стать одним из существенных шагов для безопасности бизнеса. Ведь если ограничить влияние олигархов на чиновников и медиа, то не будет возможности включать «административный рычаг» или вести коммуникационные кампании против инвесторов, которые заходят на конкурентный рынок.

Относительно медиа, можно пойти тем же путем, как в Америке, когда владелец медиа заключает соглашение с топ-менеджментом телеканалов о невмешательстве в редакционную политику. Если нарушает, и это доказывают в судебном порядке, платит штраф в миллионы долларов или имеет риск, что канал будет закрыт. Правила игры должны быть достаточно жесткими и неукоснительно выполняться из-за угрозы судебного приговора.

Слушайте подкаст на эту тему
Показать ещё новости
Радіо NV
X