Коротко и ясно: как может развиваться ситуация в Беларуси и почему китайцы заинтересовались Очаковом

17 августа 2020, 12:15

Понедельник, 17 августа. Ежедневный мониторинг главных новостей о бизнесе и экономике в Украине.

«Это будет начало вашего конца, вы будете стоять на коленях, как в Украине», — предупредил президент Беларуси Александр Лукашенко 40 тысяч сторонников в воскресенье в Минске, отвергнув призывы к отставке. Спустя несколько часов участники массового митинга оппозиции, в котором участвовало 220 тысяч человек, призывали Лукашенко уйти. После недели жестоких нападений на протестующих, милиция вела себя спокойнее. В пятницу работники ключевых государственных предприятий ушли со своих рабочих мест. Сотрудники государственного телевидения угрожают забастовкой, требуя прекращения цензуры.

Видео дня

В субботу Лукашенко попросил президента Путина о военном вмешательстве России. Но, согласно сообщению Кремля, Путин только пообещал продолжить переговоры с осажденным 65-летним лидером. Протестующие в Беларуси не призывают к выходу страны из двух возглавляемых Москвой организаций — Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности. Без антимосковского уклона протестов в Беларуси некоторые аналитики вчера вечером провели параллели с революцией 2018 года в Армении. Они прогнозируют, что Кремль будет сотрудничать с белорусским демократическим движением, которое не выступает против России.

«Почему вторжение Путина в Беларусь маловероятно», — с таким заголовком вышла в воскресенье на Atlantic Council статья Андерса Аслунда, опытного обозревателя, освещающего регион. «Хотя нельзя исключать российское военное вмешательство, есть множество веских причин предполагать, что этого не произойдет», — пишет из Вашингтона шведско-американский экономист Аслунд. Он объясняет это неприязнью Путина к белорусскому лидеру; потерей Лукашенко народной поддержки и, возможно, поддержки силовиков; а также тем, что «пока никаких лозунгов против Путина или России не появилось». Аслунд резюмирует: «Кремль сможет смириться с этим».

Беларусь является четвертым по величине торговым партнером Украины. В основном через нее осуществляется транзит товаров, которые попали под запреты в ходе торговой войны между Россией и Украиной. Несмотря на тесные экономические отношения, президент Зеленский, вероятно, не поедет 8−9 октября в Гродно, Беларусь, на ежегодную двустороннюю торгово-инвестиционную конференцию. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил Украинскому радио в пятницу: «Пока ситуация в Беларуси не стабилизируется, было бы безрассудно заявлять о каком-либо визите или инициативе».

Учитывая динамично развивающуюся IT-отрасль в Беларуси, министр цифровой трансформации Украины обратился к белорусским IT-компаниям и специалистам с призывом переехать на юг от границы — в Украину. «Беларусь переживает один из самых глубоких политических кризисов в своей истории», — написал Михаил Федоров на своей странице в Facebook. По его словам, в рамках новой программы приема на работу иностранные IT-специалисты могут получить разрешение на работу в Украине за 5−7 дней — «и это все». Федоров отметил, что квота на этот год составляет 5 000 «высококвалифицированных IT-специалистов». Он также добавил, что Днепропетровская, Одесская и Львовская области могут в рамках этой программы принять 600 специалистов; Харьковская — 700; а Киевская — 2500.

Почти удвоение экспорта в Китай привело к сокращению торгового дефицита Украины до $1,3 млрд в первой половине этого года. Это самый низкий уровень за последние годы. Государственная служба статистики сообщает, что экспорт в Китай вырос на 93% за год (до $3 млрд), в Польшу — упал на 14% (до $1,5 млрд); а в Россию — на 17% (до $1,3 млрд). В целом Украина экспортировала товаров на $22,9 млрд, а импортировала на $24,2 млрд. Импорт Украины из Китая упал на 7% (до $3,6 млрд), из Германии — на 17% (до $2,5 млрд), а из России — на 43% (до $2,2 млрд).

Закупка запасных частей для кораблей и услуги по НИОКР для авиационных двигателей сделали Китай крупнейшим покупателем Укроборонпрома в первой половине этого года. Общий объем экспорта в первом полугодии составил $145 млн. Крупнейшими покупателями были Китай, Турция, Пакистан, Индия, Иордания, Вьетнам, Азербайджан, Алжир, Марокко и Эфиопия. 56% всех поставок пришлось на Азиатско-Тихоокеанский регион.

Китайская железнодорожная строительная корпорация ведет переговоры со Смарт-Холдингом Вадима Новинского о строительстве глубоководного порта в Очакове, который расположен в 60 км к югу от Николаева. Очаков — это стратегический перегрузочный пункт, который контролировался как минимум 10 различными странами за последние 2000 лет. Он находится в 3,6 км от Кинбурнской косы, которая контролирует судоходство в устье Днепра. В Смарт-Холдинге сообщили, что китайцы ведут переговоры об увеличении глубины гавани вдвое (до 15−18 метров), строительстве 70-километровой железнодорожной ветки до Николаева и портовых терминалов для зерна и железной руды (продукции, которая доминирует в торговле Украины с Китаем). На сегодня Китай является крупнейшим торговым партнером Украины.

Учитывая стратегическое положение Очакова, на расстоянии 100 км к югу от которого находится Крым, в прошлом году ВМС США построили в Очакове для ВМС Украины операционный центр стоимостью $700 тыс. Когда было объявлено о строительстве, российский политик-националист Владимир Жириновский заявил: «Очаков — это русская земля». В следующем году в Очакове будут базироваться несколько американских патрульных катеров Mark VI.

В прошлом месяце CRCC, вторая по величине государственная строительная компания Китая, подписала меморандум о взаимопонимании с Министерством инфраструктуры Украины относительно модернизации внутренних водных путей Украины. Речь идет о Днепре, который протекает через Херсон, и протекающем через Николаев Южном Буге, второй самой длинной судоходной реке Украины. В обоих проектах китайскую команду возглавляют Ли Цзюньцян, исполнительный директор CRCC14 Overseas Construction and Development Co Ltd. (дочерняя компания CRCC) и Ван Чуанг, заместитель генерального директора 14th Bureau Group CRCC.

«Нибулон», крупнейший грузоотправитель на Днепре, строит портовый комплекс на Черном море в Очакове и восстанавливает рыбоконсервный завод. Генеральный директор Нибулона Алексей Вадатурский написал на своей странице в Facebook, что для того, чтобы обеспечить консервный завод рыбой, ракообразными и моллюсками из Днепро-Бугского лимана компания рассматривает возможность строительства мелководных рыболовных судов на судостроительной верфи Нибулона в Николаеве.

Александр Ярославский, недавно объявивший о сделке с китайскими инвесторами по покупке Мотор Сичи, предложил собрать $1 млрд на восстановление авиационного завода в его родном Харькове. Ранее группа DCH Ярославского реконструировала терминал харьковского аэропорта и возродила производство на Харьковском тракторном заводе. Харьковский авиазавод не производит самолеты с 2014 года. В основном завод выживает за счет изготовления запасных частей и услуг по обслуживанию. За последнее время предприятие задолжало $8 млн по зарплате. В пятницу Ярославский предложил собрать $100 млн на погашение долгов, $500 млн на завершение сборки самолетов и начало строительства новых, и $400 млн на разработку дизайна.

Сегодня возобновляются рейсы между Киевом и Ереваном (Армения), и между Киевом и Алматы (Казахстан). Воздушное сообщение с этими двумя странами было приостановлено пять месяцев назад из-за коронавируса.

Посчитайте: авиакомпания Игоря Коломойского Роза ветров получает 14-й самолет — ATR-72−600. В течение года Роза ветров должна получить еще пять таких региональных турбовинтовых самолетов, в результате чего ее авиапарк достигнет 19 единиц. В то же время МАУ Коломойского отменяет аренду самолетов и заказы на них. Флот МАУ сократился до 33 единиц. Из них 14 находятся на хранении. В 2013 году авиакомпания Коломойского Аэросвит объявила о банкротстве, и несколько самолетов были переданы МАУ.

От редактора: Финальный матч президента Беларуси Лукашенко на этой неделе обещает быть интересным. Но в медленные августовские дни сделайте шаг назад, чтобы пристально взглянуть на Очаков и на то, кто контролировал этот узкий въезд в глубинку Украины. Эта история начинается примерно в шестом веке до нашей эры с фракийцев и скифов. Затем пришли понтийские греки, имперские римляне, монгольские орды, молдавские короли, генуэзские купцы, крымские татары, Османская империя, валашский принц, а в 1788 году — царская Россия с американским военно-морским офицером Джоном Полом Джонсом, командовавшим русским флотом. Во время Крымской войны англо-французский флот принял командование обеими сторонами пролива в 1855 году. В 1941—1944 годах румыны снова заняли Очаков. Учитывая предложение Китая удвоить судоходные глубины и построить современные терминалы в городе с населением 14 тысяч человек, возникает вопрос о том, а не ведут ли они долгую игру в городе, который некоторые считают глушью. С наилучшими пожеланиями, Джеймс Брук

Коротко и ясно — ежедневный мониторинг деловых новостей. Публикуется в партнерстве с Ukrainian Business News (UBN).

Републикация полной версии текста запрещена. Нажмите подписаться, чтобы получать утреннюю рассылку UBN с новостями, основанными на фактах, для инвесторов и инвестиционных менеджеров в Украине.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X