Коротко и ясно: инфраструктурные планы на год, привлекательные ОВГЗ и прогресс в деле ПриватБанка
Среда, 24 февраля. Ежедневный мониторинг главных новостей о бизнесе и экономике в Украине.

За счет льготного кредита на сумму €200 млн от Европейского инвестиционного банка 29 городов по всей Украине получат почти 1000 единиц общественного транспорта — автобусов, троллейбусов и трамваев, заявил вчера на форуме по инфраструктуре министр инфраструктуры Владислав Криклий. Утвержденный Кабинетом Министров осенью прошлого года кредит поможет модернизировать общественный транспорт в течение следующего года в 24 облцентрах, а также в пяти других городах.
ЕБРР предоставит Киеву ссуду в размере €50 млн на покупку новых вагонов метро, сообщил вчера заместитель главы украинского представительства банка Марк Магалецкий. Мэр города Виталий Кличко сказал, что городской совет проголосовал за предоставление гарантий по займу. Деньги пойдут на обновление парка вагонов метро. 100 из 800 находятся в критическом состоянии. Один новый вагон метро стоит около 1 миллиона евро.
На форуме предоставили перечень инфраструктурных планов на этот год. Вот основные моменты:
Передача железнодорожных вокзалов в концессии частным операторам. На очереди: Киев-Пассажирский и вокзал в Виннице. Дальше в концессию передадут Днепр-Главный, Харьков-Пассажирский, вокзалы в Николаеве, Чопе и Хмельницком. Министр Криклий вчера сказал: «Сейчас мы ведем переговоры по поводу Одессы и Львова».
Концессии морских портов: железнодорожно-паромный комплекс Черноморского морского порта, контейнерный терминал порта Черноморск, пассажирский комплекс Одесского порта, порты в Бердянске, Измаиле и Мариуполе. Прошлогодние концессии частным иностранным инвесторам портов Херсон и Ольвия в Николаевской области привлекли $131 млн инвестиций.
Горнолыжные курорты: В этом году начинается строительство двух курортов в Карпатах — Боржава на Закарпатье и Славское во Львове. Австрийские инвесторы заинтересовались Боржавой.
Высокоскоростная железная дорога: Китай, Италия, Южная Корея и Турция заинтересованы в создании сети скоростных поездов по всей Украине. «Единственный способ построения сетей высокоскоростных поездов — это концессия. Чтобы реализовать это, Украине нужен мощный инвестор», — сказал генеральный директор Укрзализныци Владимир Жмак. «Сегодня потенциальные инвесторы смотрят на Украину в контексте организации высокоскоростного движения», — добавил он.
Евроколея: подготовительные работы по восстановлению 20-километрового участка узкой европейской колеи, соединяющей Ужгород с Чопом, украинским приграничным городом с железнодорожными линиями в Венгрию и Словакию. По словам заместителя министра финансов Александра Кавы, проект стоимостью $18 млн сделает Ужгород, крупнейший город на Закарпатье, транспортным узлом для поездов в Братиславу, Будапешт, Белград, Бухарест, Мюнхен, Прагу, Софию и Вену.
Электрификация: Европейский инвестиционный банк пообещал профинансировать электрификацию путей до Лисичанска и Севернодонецка, сказал Кава. Это сократит почти вдвое (до восьми часов) время в пути между Киевом и Севернодонецком, центром подконтрольной Украине части Луганской области. В рамках той же программы «Восстановление Донбасса» УЗ ищет международное финансирование для строительства 30-километрового участка пути, который сократит на 200 км поездку между портом в Мариуполе и Краматорском, центром контролируемой Украиной части Донецкой области.

Речные шлюзы: Европейский инвестиционный банк и Министерство инфраструктуры готовят соглашение о восстановлении шлюзов на шести плотинах Днепровского каскада. «Этот год — подготовительный для нас», — сказал министр Криклий, заявив, что правительство планирует создать специальный фонд для модернизации речной инфраструктуры. Ожидается, что восстановление всех шлюзов займет 5 лет и обойдется в $40 млн. Правительство подсчитало, что на каждый 1 миллион тонн груза, перевезенного по реке, экономится почти $10 млн на ремонте дорог.
Минфин снизил доходность по пяти из шести выпусков облигаций, проданных вчера на аукционе, сообщило министерство в Facebook. Доходность гривневых облигаций колебалась от 9,2% по трехмесячным до 12,05% по трехгодичным. Доходность годичных долларовых облигаций снизилась до 3,7%, на 10 базисных пунктов. В целом в ходе аукциона Минфин привлек $377,2 млн — на 10% больше, чем неделей ранее, свидетельствует опубликованная на сайте министерства информация.
«Учитывая все еще слабую позицию, существует потенциал для продолжения массового притока денег нерезидентов в гривневые облигации», — прогнозирует ICU в 20-страничном докладе о рынке государственных гривневых облигаций. «Гривневые облигации снова становятся привлекательными». Облигации Украины предлагают относительно высокую доходность на фоне относительно скромных макроэкономических, кредитных и валютных рисков, особенно в краткосрочной перспективе, — пишут аналитики инвесткомпании. «Высокие реальные ставки, быстрое восстановление экономики и благоприятные внешние условия поддерживают валюту… Мы прогнозируем, что к концу года курс будет примерно на текущем уровне (27,5−28 грн за доллар)».
Вчера Генеральная прокуратура обвинила бывшего главу правления ПриватБанка Александра Дубилета в растрате суммы, эквивалентной $5 млн, за день до объявления банка неплатежеспособным в декабре 2016 года. Дубилет находится за пределами Украины. До марта прошлого года его сын Дмитрий был одним из министров.
В деле о растрате прокуратура предъявила обвинения и двум другим бывшим топ-менеджерам ПриватБанка. После того, как банк был объявлен неплатежеспособным, он получил государственную помощь в размере $5 млрд. Один из бывших руководителей ПриватБанка Владимир Яценко был задержан после того, как в понедельник утром вылетел из Днепра в Вену на частном самолете. Правоохранители дали указание летчику приземлиться в Борисполе. Подозрение Яценко было подписано в 9 утра. Информация об этом не публиковалась. Яценко вылетел из Днепра в 10 утра. Национальное антикоррупционное бюро расследует факт утечки информации. Сообщается, что самолет принадлежит Игорю Коломойскому, основному владельцу ПриватБанка до его национализации.
Коломойскому и его деловому партнеру Геннадию Боголюбову по делу о хищении обвинения не предъявили, но они находятся под следствием в Соединенных Штатах по обвинению в отмывании денег из Украины для покупки офисных зданий в США. Вчера посольство США в Киеве на странице в Twitter поприветствовало объявление подозрений по делу ПриватБанка, поздравив прокуратуру «за смелые действия против бывших должностных лиц ПриватБанка, обвиняемых в причинении миллионных убытков украинским налогоплательщикам. Такие смелые действия — важный шаг в борьбе с коррупцией».
ПриватБанк, крупнейший и самый прибыльный банк Украины, агрессивно переходит к безналичной экономике. В прошлом месяце, несмотря на почти трехнедельную изоляцию, украинцы совершили 137 миллионов безналичных платежей через торговые терминалы ПриватБанка — почти вдвое больше, чем в январе 2020 года. В понедельник банк сообщил, что покупатели расплатились картами за товары на сумму $11,6 млрд. через терминалы ПриватБанка. Это почти на треть больше, чем в 2019 году. Сейчас у государственного банка 241 тысяча терминалов. Почти 90% поддерживают бесконтактные платежи с помощью карт или смартфонов.
От редактора: Пока администрация Байдена готовится ввести санкции против России на этой неделе, Зеленский разминает собственные политические мускулы — сообщает о подозрении трем топ-менеджерам ПриватБанка, закрывает три пророссийских телеканала, затыкает рот представителям Путина в Раде и выгоняет китайцев из Мотор Сичи. Поскольку Белый дом еще не принял решения по Северному потоку — 2, возникает вопрос: какую конкретную поддержку Вашингтон собирается дать Украине? С уважением, Джим Брук
Коротко и ясно — ежедневный мониторинг деловых новостей. Публикуется в партнерстве с Ukrainian Business News (UBN). Републикация полной версии текста запрещена.
Нажмите подписаться, чтобы получать утреннюю рассылку UBN с новостями, основанными на фактах, для инвесторов и инвестиционных менеджеров в Украине.