Рынок труда 2021. Американские горки или крылатые качели?
Оправдает ли надежды этот год и что может пойти не так.
Прошлый год недаром был назван журналом TIME как худший для тех, кто сейчас живет. Пандемия не только унесла с собой миллионы жизней, но и умудрилась поставить нашу реальность буквально «на уши». New reality с ее неопределенностью и непредсказуемостью внесла серьезнейшие коррективы в жизнь большинства землян. И в работу тоже.
С одной стороны, нельзя отрицать, что именно благодаря ковиду удаленка наступила гораздо раньше и даже в тех сферах, которые скептически крутили носом еще за месяц до начала эпидемии. Что появились новые подходы и виды бизнеса, методы взаимодействия и, конечно, новые перспективы. Но насколько кардинальными были перемены?
Давайте посмотрим на рынок труда прошлого года. Я недаром упомянула «американские горки» — прошлую весну большинство из нас провели в подвешенном состоянии, буквально затаив дух. Тем не менее, уже в июне, наш «вагончик» с размаху и с жутким скрипом вернулся на родные рельсы, хотя и не без потерь.
Количество вакансий, в локдаун рухнувшее вдвое, к лету сумело восстановить динамику с отставанием по количеству в 20−25% за счет ковидных ограничений в профсферах и, увы, провала туристического сезона и, соответственно, сезонных подработок.
Тем не менее, если просто сравнить показатели «доковидного» февраля и ноября, по количеству вакансий (около 68 тыс.) они практически выровнялись, правда, в ноябре безработных было больше. Впрочем, это тоже тренд обычного бизнес-сезона — к декабрю количество безработных традиционно растет.
Второй «кризисный» показатель — заработная плата — тоже был достаточно красноречив. Вполне оправданно рухнув в жесткий локдаун (уменьшение показателя средней зарплаты почти на 1 000 грн), уже в июне размер заработной платы принялся возвращать утраченные позиции. Конечно, путь этот не был гладким — и в августе показатель чуть уменьшился. Но уже осенью средняя зарплата 2020 превзошла аналогичные показатели докризисного 2019 года, причем среднемесячная заработная плата штатных работников за январь-декабрь 2020 составляла 11 591 гривен и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года зарплата выросла на 10,4%.
Невзирая на ноябрьский локдаун, рынок труда не «отыграл назад», а просто замедлился.
Вообще, скорость восстановления рынка была просто фантастической — многие международные эксперты, сулившие второму полугодию 2020 года мрачную судьбину, радостно признали, что были неправы. А на 2021 год были заложены вообще позитивные прогнозы прироста ВВП и других макроэкономических показателей.
Оправдает ли 2021 год отмеренные ему прогнозы? Пока говорить рано. Но и сокрушаться тоже оснований нет.
Если говорить о количестве вакансий — они снова в докризисном показателе. Центр занятости анонсирует более 60 тыс. вакансий, а сайты по трудоустройству — порядка 70−80 тысяч. Это даже больше, чем в осенний бизнес-сезон прошлого года. И практически совпадает по профессиональным сферам, если говорить о пятерке лидеров. Немножко грустно пришлось студентам, по понятным причинам туризм и сфера гостеприимства не богаты на вакансии. Впрочем, если учесть, что изначально случившийся кризис не был экономическим, удивляться темпам восстановления не приходится.

Что нас ждет в текущем году
Однозначно можно сказать, что глобальных прорывов ждать не приходится. Вирус оказался коварен и не торопится с нами попрощаться. Соответственно, надежды «все вернуть назад» тоже не могут сбыться на 100%. Нам придется пока позабыть о прогулках без масок, свободных путешествиях и работе в офисе «как в прежние времена».
А работодателям, соответственно, придется забыть о проектах, открываемых «под вдохновение» и о мотивационных программах, заточенных под шикарные офисы и прочие оффлайновые активности.
Стратегии, так тщательно расписываемые на десятилетия вперед, теперь кучами громоздятся, уволенные за ненадобностью. Неопределенность стала трендом и проклятием. Поэтому помимо гибких стратегий компаниям придется всерьез заняться персоналом. Профессиональное выгорание — одна из глобальных проблем внезапного перехода на удаленку. И, если не работать системно с его последствиями, из психологической проблемы выгорание станет экономической реальностью. У сотрудников просто не останется сил на 100% продуктивность — и восстанавливать их придется долго и дорого.
Экономический рост в 2021 году возможен, если вакцинация не будет провалена и нам не придется шагать «из локдауна в локдаун». Побочным эффектом от такого «вечного домоседства» может стать усиление трудовой миграции тех, кому нужно заработать или захочется нормальной медицины и понятных перспектив. Невзирая на закрытые в прошлом году границы, количество перечисленных трудовыми мигрантами средств ничуть не уступило докризисному 2019 году. Поэтому надежды украинских работодателей, что, мол «никуда не денутся», увы, не сбываются.
Равно как и надежды украинских вузов, что их абитуриентов тоже никто за границу не выпустит.
Итог — год нам предстоит веселый. Если удержимся от бездумного легкомыслия — будет вариант «крылатых качелей». Это когда качает, но запас качки ограниченный, и перспектива понятна. А вот если будем надеяться, что «рассосется само» — тут перспективы открываются самые неожиданные. С захватывающими дух эмоциями — да, как на «американских горках».