Счастливые сотрудники = прибыльный бизнес
Профессиональное выгорание перерастает из штатной страшилки в настоящую пандемию на рынке труда. Как с этим справиться?
Уже несколько лет подряд вопросы охраны психического здоровья лидируют на повестке дня World Economic Forum. Mental Health (ментальное здоровье) определяется как ключевой приоритет для развития общества и экономики. Только здоровый физически и психически работник может стать частью успешного бизнеса и приумножить капитал.
Безынициативность, перемены в настроении, потухшие глаза перед монитором или откровенная агрессия, опоздания и срывы дедлайнов влияют на эффективность каждого сотрудника и на успешность бизнеса в целом. И если кто-то из сотрудников стал «непохож на себя самого» — пора разобраться в ситуации и действовать.
Как поставить диагноз и что делать
Выгорание — не простуда. Нельзя проснуться утром и ощутить нахлынувшее состояние: «Вот оно!»
Враг подкрадывается медленно и незаметно. Со стороны и не скажешь поначалу, что с человеком что-то не так. Просто появляются нотки цинизма в разговоре, отрешенность во взгляде и мысли о своей неполноценности и неуспешности. И чем дальше, тем больше.
Эмоциональная стабильность и эффективность работы сотрудников под угрозой, если замечены:
• Частые больничные, беспричинные опоздания и даже прогулы.
• Безразличие и пассивность, подавленность в настроении.
• Учащенные нервные срывы по малейшему поводу, или наоборот — замыкание в себе.
• Гиперответственность и постоянный страх, что «не получится», что «не справлюсь»
• Срывы дедлайнов — работа дается все труднее и отнимает все больше времени.
• Отстраненность от коллег и от клиентов, неадекватная критичность в отношении окружения.
• Злоупотребление алкоголем, рост количества выкуренных сигарет или выпитых чашек кофе.
• Жалобы на постоянную усталость.
Человек не понимает, что с ним происходит. Даже опытный и внимательный руководитель не в силах отследить душевное состояние каждого. Но пригласить психолога он может.
Внешний консультант не просто предупреждает выгорание, но и работает с доверием в команде, помогает поднять осознанность людей и вовлеченность их в бизнес-процессы.
Как это работает
Международная компания Deloitte уже несколько лет внедряет программу Wellbeing at Deloitte для своих сотрудников, в рамках которой приглашает психологов для консультаций с работниками прямо в офисе. Сфера деятельности компании — консалтинговый бизнес, а он требует от специалистов максимальной интеллектуальной отдачи.
Более того, на результаты работы компании в целом влияет общее психологическое состояние: микроклимат в коллективе и семейное благополучие каждого. Если человек переступает порог офиса с множеством личных проблем, на полную отдачу рассчитывать сложно, а тем более, ожидать высоких результатов, в которых так нуждается компания.

Сотрудникам компании нововведение понравилось. Каждый работник может прийти к психологу во время рабочего дня. Сеансы проводятся по 50 минут прямо в офисе. Поскольку компания крупная, была введена квота на сеансы — 10 посещений в год.
Топ-менеджмент Deloitte также общается с приглашенными специалистами. Короткие встречи раз в месяц помогают руководителю понять состояние дел в коллективе и оценить возможности роста бизнеса, при этом конфиденциальность разговоров с работниками сохраняется.
По словам руководителя отдела персонала, улыбающихся людей в офисе стало больше и это положительно влияет на их эффективность. «Мы уверенно рекомендуем наш опыт взаимодействия с психологом, это важный инструмент для поддержания здоровья сотрудников», — отмечает она.
А может, это пройдет само?
Синдром профессионального выгорания — следствие постоянных стрессов и эмоциональных перегрузок. Отрицательные эмоции накапливаются, краски постепенно сгущаются, а адекватной «разрядки» и «освобождения» за этим не следует.
«Выгорание» — это не просто хронический стресс и эмоции на нуле. В таком состоянии умственные возможности ослабевают, а реакции замедляются. Человек допускает автоматические ошибки, ему сложно переключаться, а физическая усталость наваливается ниоткуда и беспричинно.
Замечено также, что профессиональное выгорание может быть «заразным». Когда «инфекция» заражает коллектив — «выгорают» и могут рушиться целые организации. Людьми овладевает пессимизм и безысходность: «Ничего из этого хорошего не выйдет», «Это все бесполезно» и подобное.
Индивидуальные черты успешных и позитивно настроенных ранее специалистов стираются. Коллектив трансформируется в одноликую массу, без веры в хорошие изменения на работе, без веры в собственные силы. Отсюда падение эффективности и рост текучести кадров.
Также развивается абсентеизм, который влечет за собой большие финансовые потери для компании, так как сотрудники могут присутствовать на работе, но до конца не вовлекаться в бизнес-процессы — то и дело «курить», делать частые перерывы на кофе, отвлекаться на вопросы, не связанные с их работой. При этом любое решение принимается сложно, а критическое отношение к руководителю и оценке своего вклада в общее дело взлетает до максимума. Царит тяжелая конфликтная атмосфера, кто захочет оставаться в такой среде надолго?
Психически устойчивый сотрудник = выгодный сотрудник
В то же время согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый доллар, вложенный в охрану ментального здоровья сотрудников, возвращается с 4-кратной отдачей. Примечательно, что для стран с низким и средним уровнем дохода, этот показатель еще внушительнее — $1, инвестированный в здоровый психологический климат в коллективе, возвращает уже $7.
Международные исследования доказывают то, что здоровая психика — это залог продуктивности, внимательности и собранности на рабочем месте. Такие люди меньше ошибаются, более креативны и эффективны во всех смыслах.
Крупные международные корпорации уже отреагировали на эту проблему и инвестируют миллиарды долларов в проекты Mental Health уже сейчас. В США специалисты прогнозируют, что рост корпоративного рынка «ментального благополучия сотрудников» в 2021 году вырастет до уровня $11,3 млрд. Руководители разного уровня понимают важность проблемы и открыто заявляют, что mental health-программы — это часть их бренда и культуры.
Рецепт успеха каждой компании уникален, но задача бизнеса объединять подчиненных и мотивировать на выполнение поставленных целей. Главный локомотив любой организации — люди. Однако человеческий ресурс не бесконечен, и с этим следует считаться. Поэтому, практика сотрудничества с внешними консультантами и приглашение психолога для работы с коллективом, становится обычным явлением для управленцев, которые хотят вывести свой бизнес на новый уровень.