Что не так с бизнес-моделями приложений

4 декабря 2021, 16:51

В последнее десятилетие мы стали свидетелями расцвета области цифровых услуг и онлайн-платформ. Они аккумулируют бесчисленное количество данных о своих клиентах и могут зарабатывать через продажу этих данных третьим сторонам.

Онлайн-сервисы эксплуатируют и продают пользовательские данные, что стало современной нормой. Удивительно, что в этой области живет и процветает мнение, что использование персональной информации пользователей в целях коммерческой выгоды является единственным методом повышения прибыли компании.

Видео дня

Многие продукты и платформы делают практически невозможным отказ пользователя предоставлять свои персональные данные. Отказываясь от предоставления данных и нажимая «Я не согласен» во всплывающем окне с условиями конфиденциальности, мы получаем неработающий сервис или сайт.

Стремление пользователей сохранить конфиденциальность собственных данных подталкивает разработчиков и владельцев стартапов к поиску новых методов монетизации продуктов. Ведь продажа пользовательских данных не является единственным источником дохода. Хорошая новость состоит в том, что существует множество альтернативных способов получения дохода, и они не нуждаются в чрезвычайной изобретательности.

Продажа данных пользователей — не единственный способ получения прибыли

На самом деле сбор данных — это не всегда плохо. Каждое приложение или платформа вынуждены собирать определенные данные об использовании для обслуживания клиентов и обеспечения надлежащей функциональности.

В качестве аналогии рассмотрим государственные налоги. Гражданин обязан уплачивать налоги, чтобы «Подписаться» на государственные услуги: устойчивые мосты, безопасные дороги, государственные школы, зеленые парковые зоны, общественные библиотеки и тому подобное. За использование бесплатного приложения пользователь платит своими персональными данными. Проблема возникает, когда программа позиционирует себя полностью бесплатной, но при этом скрывает свою модель получения прибыли, базирующейся на продаже пользовательских данных. Однако для разработчиков существуют и другие источники дохода, не требующие, чтобы пользователи отказывались от конфиденциальности.

Предложите услугу, за которую пользователи готовы платить

Существует простая, но от этого не менее эффективная идея предложить услугу или продукт, за который люди действительно будут готовы платить. Такая услуга может появиться в пределах существующего приложения или платформы, в качестве дополнения к существующему функционалу, или как основной источник прибыли.

Проблема возникает, когда программа позиционирует себя полностью бесплатной, но скрывает свою модель получения прибыли, которая базируется на продаже пользовательских данных

Одним из примеров успешного использования этой бизнес-модели есть стриминговый сервис Netflix. Благодаря обширной библиотеке качественного контента и исключительному механизму рекомендаций, миллионы людей готовы ежемесячно тратить средства на подписку. Другой пример — почтовый сервис премиум-класса Hey от Basecamp. Сегодня существует множество бесплатных почтовых платформ, управляемых крупными корпорациями, как Google, однако настройки конфиденциальности по умолчанию позволяют этим компаниям использовать тексты электронных писем для таргетированной рекламы. Hey от Basecamp отличается тем, что полностью лишен рекламы, ведь взимает плату за пользование сервисом. Компания предлагает проверку и фильтрацию электронной почты вместе с другими расширенными функциями.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Используйте условно-бесплатную (фримиум) бизнес-модель

Бесплатные тарифные планы отлично подходят для вывода цифрового продукта на рынок. Впрочем, не все функции платформы или приложения должны быть бесплатными, особенно, если компания вынуждена компенсировать это продажей пользовательских данных. Премиальный функционал может содержать дополнения, например, дополнительные настройки и опции или неограниченное пространство облачного хранилища. Конструктор вебсайтов Wix отлично справился с этой задачей, поскольку позволяет пользователям бесплатно создавать базовые сайты и предоставляет дополнительные возможности путем многоуровневой модели подписки.

Предоставляйте услуги бизнес-уровня или white label

Приложения или платформы могут быть бесплатными для отдельных пользователей и предлагать расширенную версию для предприятий или руководителей. Таким примером может служить дополнительная функция аналитики платной версии программы для бизнеса. Другой вариант — это предложение услуги white-label, при которой компания может разместить собственный бренд на лицензируемой технологии в приложении, чтобы предлагать ее собственным клиентам за определенную плату.

Продавайте рекламу, не требующую отслеживания данных

Большинство приложений и онлайн-платформ имеют ясное представление о демографии своих пользователей. Например, если большая часть клиентов сервиса состоит из молодых родителей, то он может предлагать тематическую полезную рекламу связанную с родительством. Таким образом отпадает потребность в отслеживании поведения пользователей (дата-трекинг) на других платформах для того, чтобы узнать, что этим пользователям будет интересна рекламная информация о подгузниках или автомобильных детских креслах.

Почему разработчикам следует учитывать эти возможности?

Пользователи не должны становиться заложниками в ситуации, когда им постоянно приходится отказываться от эксплуатирующей политики обработки персональных данных и мигрировать от одного приложения к другому в поисках лояльных условий информационной безопасности. В то же время разработчикам необходимо открыто объяснять клиентам, какие их данные могут быть использованы, и с какой целью. Людям нужно иметь прозрачный способ узнать, какими данными они делятся, используя сервис. Лучшим сценарием будет по умолчанию установить запрет на передачу данных. Тогда пользователи должны будут давать согласие, если желают, чтобы их данные применялись для настройки программы или платформы.

Бизнес-модель, только избирательно применяющая широкий спектр существующих вариантов монетизации, не является устойчивой в долгосрочной перспективе. Манипулирование пользователями в целях обмена данными разрушает доверие, что так необходимо бизнесу для расширения клиентской базы. Решение заключается в том, чтобы приложения и платформы в первую очередь принимали во внимание пользователя и его потребности. В конечном счете, предоставление реальной ценности клиентам и постоянное внимание к их потребностям и желаниям — лучший способ получения компанией прибыли на длительный период.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X