Как кризис на рынке электроэнергии прикрывается зеленым тарифом

12 апреля 2021, 14:00

Почему возникли проблемы вокруг зеленого тарифа и что с этим делать.

Новый-старый рынок электроэнергии

В июле 2019 года в Украине заработал новый рынок электроэнергии, который, после почти двух лет функционирования, уже трудно считать новым. Предполагалось, что его введение сможет обеспечить рыночное формирование цен на электроэнергию. Это, в свою очередь, позволило бы потребителям выбирать наиболее выгодные для себя предложения, в отличие от модели, которая функционировала раньше, когда управление рынком осуществлялось централизованно, то есть «вручную», и цены больше зависели от политических игр, а не рыночных механизмов.

Видео дня

Но новый рынок унаследовал болезни старой модели, что приобрело лавинообразный эффект до сих пор порождающий все новые и новые проблемы. Проводится политика латания дыр, которая заключается в развитии целого комплекса дополнительных регулировок и обязательств на рынке, что противоречит понятию рынка как таковому.

Как на рынке принято «бревна в собственном глазу» не замечать

Через значительные пробелы в законодательстве и несовершенную работу рынка, его недобросовестные участники, как и в старой модели, продолжают находить массу схем для обогащения, пользуясь принципом «что не запрещено — то разрешено». Как результат, еще больше искажается конкуренция и еще больше подрывается сбалансированность работы рынка.

Ярким примером является ситуация с ГП Гарантированный покупатель (ГарПок), который отвечает за продажу 50% электроэнергии, сгенерированной атомными электростанциями; 30% электроэнергии, произведенной гидроэлектростанциями и 100% зеленой электроэнергии, то есть из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). За средства, полученные от продажи этой электроэнергии, ГарПок рассчитывается с вышеуказанными видами генерации.

Независимо даже от размера зеленого тарифа, причиной задолженности и кризиса на национальном рынке электроэнергии является неправильная стратегия продаж произведенной энергии и неэффективная работа самого рынка

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), желая стабилизировать работу рынка и сделать невозможным резкий рост цен на электроэнергию, обязала ГарПока продавать значительную часть его электроэнергии по определенной НКРЭЕКУ торговой стратегии. Этот шаг еще больше углубил кризис, поскольку игроки рынка получили возможность прогнозировать тот объем электроэнергии, который ГарПок будет выставлять на продажу, тем самым искажая конкуренцию. Недобросовестные участники рынка, используя эту информацию, начали искусственно контролировать спрос и получили возможность покупать электроэнергию по минимально возможной цене.

А для получения еще большей выгоды, эти же участники перепродают приобретенную по низкой цене электроэнергию дороже на другом сегменте рынка. Эти действия привели к многомиллиардной задолженности ГарПока перед Энергоатомом, Укргидроэнерго и производителями из ВИЭ. Иными словами, принятые изменения были нацелены на обеспечение прозрачности рынка и честные конкурентные условия, а получилось — на обогащение отдельных посредников за счет потребителя.

Данный пример — лишь одна из существующих схем на рынке электрической энергии, использование которой возможно благодаря искусственно созданной сложности и неупорядоченности рынка.

При этом, в Украине традиционно легче найти некоего «козла отпущения», на которого можно повесить всю ответственность за энергетический кризис. Сегодня виновным пытаются сделать зеленый тариф, который практически демонизируется оппонентами зеленой энергетики. На их взгляд, данный механизм поддержки возобновляемой энергетики является причиной и нестабильной работы рынка, и повышения тарифов для населения, и кризиса на рынке электроэнергии в целом. Но 7,3% электроэнергии из ВИЭ в общем объеме генерации не может так влиять на ситуацию в индустрии.

В поисках «жирного» зеленого тарифа?

Зеленый тариф по сути своей — это абсолютно адекватный во всех странах мира инструмент привлечения инвестиций. Собственно, с его принятием в 2009 году, в Украину зашли крупные инвесторы, поскольку были уверены в правилах игры и в готовности Украины следовать примеру всего мира и развивать экологически чистые источники энергии.

Более того, размер зеленого тарифа варьируется в зависимости от вида генерации (ветровая, солнечная, биоэнергетика и т. д.), мощности станции и даты ее ввода в эксплуатацию. То есть все прозрачно и понятно. Так, для ВЭС и СЭС он зафиксирован в евро и выше рыночного. Но, например, для ВЭС, введенных в период с 1 января 2023 тариф равен рыночному.

Оппоненты же зеленой энергетики — представители и лоббисты ископаемой энергетики — манипулируют на теме «высшего» в Европе зеленого тарифа в Украине, применяя уровень зеленого тарифа для солнечных электростанций, который действовал до 2019 года, ко всем видам генерации из ВИЭ. Он является самым высоким, но касается только части станций. По сути же, независимо даже от размера зеленого тарифа, причиной задолженности и кризиса на национальном рынке электроэнергии является неправильная стратегия продаж произведенной энергии и неэффективная работа самого рынка.

Чем несовершенство рынка грозит конечным потребителям?

Крупные игроки, имея достаточную власть на рынке, обогащаются фактически за счет потребителя — населения, которому ничего не остается кроме как заплатить цену, которую ему выставили в счете. Причем это может быть не платежка за электроэнергию, потому что эти тарифы регулируются государством. А например, счет за коммунальные услуги или товары с полки магазина, ведь предприятия вынуждены покупать электроэнергию по завышенным ценам и закладывают эти расходы в стоимость своих товаров и услуг. В конечном итоге все равно за это платим мы — конечные потребители.

Дальнейшие обвинения и давление на «зеленых» инвесторов и ретроспективные законодательные изменения угрожают оттоком иностранного капитала и потерей инвестиционной привлекательности Украины. В конечном счете, это может не только затормозить развитие ВИЭ в Украине, но и подорвать доверие международного сообщества относительно способности государства Украина выполнять взятые на себя климатические и энергетические обязанности. К слову, согласно данным Госэнергоэффективности, за последние 5 лет общая сумма инвестиций в проекты зеленой электроэнергетики составила почти 6,2 млрд евро.

Во всем мире возобновляемые источники энергии несомненно считаются которые не вредят окружающей среде и здоровью людей. Более того, это энергия мира, за которую не нужную воевать, ведь как солнце, так и ветер есть в каждом уголке земного шара. Именно поэтому остановка развития зеленой энергетики для страны означает потерю шанса на чистое и безопасное будущее для нас и наших детей.

В Украине происходят большие политические и экономические игры среди круга заинтересованных лиц, имеющих целью сохранение нестабильности рынка для собственного обогащения и устранения крупного конкурента — сектора ВИЭ, который характеризуется высоким уровнем прозрачности. Гораздо проще усложнить модель рынка, чем попытаться вести добродетельную рыночную борьбу там, где все прозрачно.

Только когда будет ограничено ручное управление рынком, которое в подавляющем большинстве случаев работает не на пользу государству, а на удовлетворение интересов отдельных лиц; когда будет проведен пересмотр существующих правил игры на рынке с осуществлением необходимых изменений, только тогда рядовые украинцы смогут наконец почувствовать все преимущества конкурентного рынка, который сейчас существует в других странах Европы. В этом случае, беспрепятственное развитие ВИЭ является ключевым для стабилизации работы рынка. Ведь он обеспечит надлежащий уровень конкуренции, ограничит пространство для манипуляций недобросовестных участников и будет способствовать развитию экологически чистого будущего Украины.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X