Почему украинский бизнес не готов принимать финансирование даже сейчас

25 марта 2020, 19:00

Без прозрачности и порядка во всех внутренних делах компании, рассчитывать на кредиторов или инвесторов не стоит

Ваш бизнес существует уже не первый год. Продукт успешен на рынке, узнаваем среди потребителей, уважаем среди конкурентов. Вы готовы масштабироваться, но для этого нужны инвестиции. Хорошо, когда ваш бизнес приносит необходимый денежный поток для масштабирования, а если нет?

Видео дня

Тоже, казалось бы, на первый взгляд понятный и очевидный ответ: привлекаем со стороны, обращаемся за банковским финансированием, в инвестиционные фонды или приглашаем частный капитал. Но, незадача, вы не можете этого сделать, или попросту — у вас это не получается. В чем же проблема?

Все банально просто — вы не готовы принять финансирование, так как ваши внутренние бизнес-процессы не отлажены, в ваших финансах царит хаос, а кредиторы или инвесторы требуют прозрачности и порядка во всех внутренних делах компании.

Что же делать? Как подготовить бизнес к финансированию?

Часто в своей практике слышала жалобы руководства о том, что «мы живем в сложные времена», «денег не дают, потому что не кредитуют компании из нашей сферы деятельности» и еще миллион оправданий того, что бизнес не может привлечь финансирование. Но основная причина проблем кроется в самих компаниях, а вовсе не в сложной экономической ситуации.

Мой совет — не нужно рассчитывать на «а вдруг повезет и сможем договориться с банком или с инвестором»

Недостаточно отлаженные бизнес-процессы всему виной. И в этой связи важно понимать, что наведение порядка в бизнесе возможно лишь тогда, когда владелец в первую очередь заинтересован в этом, берет управление проекта изменения бизнеса в свои руки, привлекая к проекту топ-менеджмент компании. К слову, зачастую во время внедрения проектов изменений происходит и смена менеджмента. И это не всегда из-за того, что вы наняли плохих управленцев, просто они не смогли прокачать свои компетенции в период роста бизнеса. Вот и получается, что не успевают, а, значит, не принимают изменений.

Что критически важно сделать в первую очередь

1. Пересмотреть бизнес-стратегию, провести диагностику и оптимизацию бизнес-процессов. Это позволит повысить эффективность бизнеса за счет снижения затрат, изменения структуры взаимодействия между разными отделами, снижения доли ручного труда и сокращения дублирующих функций, стандартизации и автоматизации рутинных операций с последующей передачей на аутсорсинг. Это освободит как минимум 25% рабочего времени ваших подчиненных.

2. Провести финансовую диагностику, чтобы понимать, какие риски существуют, как их предотвратить, как укрепить денежный баланс компании. Не менее важным будет и разработка финансовой стратегии. Финансовая открытость обеспечивает понятные для всех правила игры на рынке, что и является одним из первостепенных требований потенциальных финансовых партнеров.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

3. Не менее важной задачей будет работа над построением репутации компании/бренда/руководителя или собственника бизнеса. Чем прозрачнее бизнес, чем устойчивее его репутация, тем меньше рисков видят финансовые учреждения и вероятность кредитования бизнеса повышается в разы.

Если для вашего бизнеса вышеперечисленные задачи — в новинку, в таких случаях я всегда рекомендую не тратить время на поиск специалистов и не делать проб и ошибок (ведь время важнее), а обратиться к профессионалам в данных вопросах.

Один из важных моментов — это заказ диагностики, задача которой — получить представление про каждый процесс бизнеса (основной или вспомогательный). После исследования, выполненного привлеченными специалистами, у вас будет полная картина всех цепочек действий на предприятии. Полученная после диагностики информация поможет сформировать требования к результатам работы каждого звена бизнеса, определить показатели эффективности отдельных подразделений, сделать выводы о проблемах предприятия, найти меры по устранению недочетов. Иными словами, диагностика бизнес-процессов складывает в единый пазл всю недостающую или неизвестную ранее информацию и помогает найти способы оптимизации работы предприятия.

Далее собственнику или руководителю будет гораздо легче приводить в порядок все дела и следовать разработанной финансовой стратегии. К слову, есть компании, которые предоставляют не только консультации, но и сопровождают бизнесы на пути к получению кредитования на выгодных условиях. Причем от компании не требуется больших усилий (кроме вышеперечисленного), так как финансовый консультант берет на себя все задачи по коммуникации с банками, инвесткомпаниями и т. п.

За годы работы финансовым директором, а после и руководителем консалтинговой компании, я привлекала финансирование для бизнеса разного размера, от миллионов гривень до десятков миллионов долларов. Если я была уверена в продукте, в финансовом состоянии бизнеса, его управляемости, привлечение финансирование становилось техническим процессом, с понятной последовательностью действий, а результат — всегда положительный.

Мой совет — не нужно рассчитывать на «а вдруг повезет и сможем договориться с банком или с инвестором». Тогда процесс привлечения финансирования из технического превращается в творческий, а именно — как красиво продать не подтвержденные цифрами идеи. Нельзя забывать о том, что инвестора можно обмануть только один раз, во второй вам навряд ли снова поверят.

Что такое кредитный рейтинг сегодня уже знают даже дети. Готовьтесь к масштабированию, проводите финансовую и бизнес диагностику. Привлекайте к этому процессу внешних экспертов, ведь никогда ваш менеджмент не расскажет вам о проблемах бизнеса, просто потому что эти проблемы возникли либо с их участием или наоборот из-за неучастия в управлении. Важно не только зарабатывать деньги, более важно зарабатывать деньги на длительном промежутке времени.

«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» — замечательная фраза, сказанная в свое время Генри Фордом, основателем автомобилестроительной империи Ford. Ведь действительно, когда мы задумываемся о привлечении финансов, наши бизнесы становятся эффективнее, «прозрачнее» и репутационно устойчивыми.

Показать ещё новости
Радіо NV
X