Зачем в закупках нужны рейтинги

0 комментировать
В системе госзакупок ProZorro появился “индекс наилучших практик”, по-сути - рейтинг госзаказчиков. В чем заключается цель внедрения этого инструмента и как это повлияет на электронные закупки в целом?

Рейтинговое общество: звезды, баллы и лайки

Один из эпизодов сериала “Черное зеркало” был про общество недалекого будущего. По сценарию каждый человек и его действия мгновенно оцениваются другими. Можно поставить от одного до пяти баллов. Так формируется рейтинг человека. Люди с высоким рейтингом пользуются привилегиями: элитным жильем, качественным сервисом, статусом. Низкорейтинговых граждан всячески презирают и избегают. Конечно, эта аллюзия на наше общество сильно преувеличена, но мы тоже постоянно оцениваем людей, компании, сообщества.

В Украине полгода назад появился Uber. Основа этого сервиса - рейтинги. Каждый пассажир после поездки оценивает водителя по предложенной шкале. Другие пользователи видят общий рейтинг таксиста и решают, ехать с ним или нет. Водитель тоже может оценить пассажира. Таким образом формируются двусторонние рейтинги - равновесие в действии.

Система лайков и дислайков может создать неравенство между новичками и опытными пользователями сервисов. Все ошибки тут же отображаются в оценках. А в конкурентной среде начинающему специалисту сложно соревноваться с теми, кто в ТОПе. Пользователи же через рейтинги выбирают все самое лучшее: уютный отель, хорошего копирайтера, некурящего водителя такси.

Оценки - субъективны. Это не гарантия качества. Но мы склонны прислушиваться к мнению окружающих, учитывать их опыт. Из двух отелей с одинаковыми ценами я лично выберу тот, который выше в рейтинге.

Рейтинги в государственных и коммерческих закупках

На этой неделе стартовал инструмент оценки организаторов в системе ProZorro: самые эффективные практики госзакупок теперь показаны в рейтинге.

“Мы хотим предложить позитивный элемент. Должен быть кнут, и должен быть какой-то пряник. Должен быть инструмент, который позволяет оценивать и показывать, в какой конкретно сфере нужно подтягиваться, нужно учиться или нужно менять правила для того, чтобы ваш результат был лучшим. Мы хотим предложить наилучшие практики по каждому аспекту. Не просто сказать, что “с точки зрения прозрачности, вы - на троечку по сравнению со всеми”. Мы хотим показать: “Смотрите, есть заказчики, у которых этот показатель на пятерку, и вот почему. Вот 10 причин, по которым у них это работает лучше. Пожалуйста, примените у себя”, - говорит Максим Нефьодов, первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины.

Такая же логика - и в рейтинге поставщиков в коммерческих закупках. Если поставщик выполняет контракты в срок, продает качественный товар или услугу, он всегда будет в ТОПе. Для такой компании рейтинг - не дискриминация, а возможность.

Раньше заказчики в тендерах предпочитали поставщиков покрупнее. Такие компании уже зарекомендовали себя на рынке - к ним больше доверия. В рейтинговой системе шанс есть у всех: малый и средний бизнес получил возможность заявить о себе в конкурентной среде. Выиграл тендер, поставил качественный товар или услугу в срок, получил хорошие отзывы - и твои шансы выигрывать дальше увеличились.

Но и для компаний с негативными отзывами тоже не все потеряно. Рейтинг - это оценка качества работы. Участник делает выводы о своих сильных и слабых сторонах, работает над ошибками, исправляет их. Такая система стимулирует, держит в тонусе, ведь другие видят твои заслуги и просчеты.

Две стороны одной монеты

В государственных и коммерческих торгах рейтинги разные. В госзакупках оценивают организаторов и их успехи. А, например, на коммерческих торгах SmartTender.biz - существует лишь рейтинг поставщиков. Почему не внедрить оба рейтинга и в ProZorro, и на комерческой площадке? Ответ - в сути государственных и коммерческих закупок.

В госзакупках тендеры организовывают госпредприятия. Они распоряжаются бюджетными средствами - деньгами украинцев. Главная цель государственного организатора - купить товар или услугу хорошего качества по минимальной цене. Рейтинг наилучших практик госзакупок помогает организаторам правильно распоряжаться средствами. Общественность же следит за использованием государственных денег.

В коммерческих торгах организатор - частная компания. Она распоряжается своими деньгами и выбирает поставщика по индивидуальным критериям. Заказчик хочет не только сэкономить, но и быстро получить доставку, иметь товар хорошего качества, дружественный сервис. Поэтому здесь не уместен рейтинг лучших практик закупок - слишком размытые критерии.

Цель рейтингов - сделать систему прозрачной, отметить лучших и стимулировать отстающих. На государственном и коммерческом рынках правила отличаются, но методы могут совпадать. Чем выше твой рейтинг - тем больше к тебе доверия. Это стимулирует, включает соревновательность, дает толчок к развитию. Каждый день мы кого-то или что-то оцениваем: лайкаем страницы и посты в Facebook, ставим баллы отелям на Booking.com, пишем отзывы о специалистах на Freelance.com. Рейтинговое общество намного ближе, чем кажется. Так почему бы эти методы не использовать и в закупках?

Журнал Новое Время №38

Тема номера — Спецназ Кремля. Российское ГРУ превратилось в монстра с многомиллиардным бюджетом, который смешит мир нелепым поведением своих «шпионов».

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: