ProZorro: закупки "по-багатому"

0 комментировать
Почему завышенная стоимость закупки снижает эффективность государственных торгов?

Госзакупки должны быть не просто прозрачными, а эффективными - в интересах общества, а не формальной экономии. Согласно аналитике системы ProZorro, государство уже сэкономило более 28 миллиардов гривен. Критики системы убеждены: цифра экономии не правдоподобна, ведь организаторы тендеров завышают ожидаемую стоимость закупки. Как считают экономию и почему это влияет на эффективность всей политики государственных закупок в Украине?

Ненастоящая экономия

Типичное государственное учреждение проводит тендер на закупку 10 офисных столов. Допустим, стол в обычном мебельном магазине стоит 1 000 гривен. Таким образом за 10 единиц мы заплатим 10 000 гривен. Это - ожидаемая стоимость закупки. Но система госторгов работает по-другому. Сначала выделяется общий бюджет на закупку столов - допустим, 15 000 грн. Именно эту сумму организатор тендера и указывает в качестве ожидаемой стоимости закупки. В тендере побеждает поставщик, который готов продать 10 столов за 9 000 грн.

В первом случае экономия на закупке составит 1 000 гривен, а во втором - 6 000. На самом же деле, значительное снижение цены во втором случае будет обусловлено лишь тем, что стоимость была изначально неоправданно высокой.

Нам сложно оценивать реальный уровень экономии в ProZorro, ведь нет единой системы расчета ожидаемой стоимости закупки. Более того, завышенная ожидаемая стоимость ко всему прочему оказывает негативное влияние на эффективность закупки в целом.

Ожидание VS реальность

Аналитики Центра совершенствования закупок Киевской школы экономики (CEP) просчитали влияние ожидаемой стоимости на эффективность закупок в ProZorro. За основу взяли закупки трех товарных групп: куриных яиц, бумаги и природного газа. Эксперты проанализировали основные составляющие итоговой цены закупки: динамику начальных предложений участников торгов, активность участников во время закупочного аукциона и количество участников.

Анализ 2300 закупок в ProZorro показал: при завышении ожидаемой стоимости на 1%, предложение участников в нулевом раунде растет на 0.3%-0.5%. Предложения участников в нулевом раунде могут существенно отличаться от конечного предложения. На рынке с высоким уровнем конкуренции итоговая сумма должна приблизиться к рыночной, несмотря на завышенную ожидаемую стоимость.

В результате исследования выяснилось, что нет прямой корреляции между ожидаемой стоимостью товара и уровнем конкуренции в тендере. Завышенная же ожидаемая стоимость не влияет на количество участников в торгах.

По статистике CEP, с 17.07 по 23.07 в системе ProZorro было проведено 3 639 процедур. Из них 1886 собрали минимально допустимое для конкурентной процедуры количество участников - 2 . Более детальный анализ показывает, что количество лотов с ожидаемой стоимостью более 500 000 гривен сопоставимо как для процедур с минимальной конкуренций, так и для тех, которые собрали 3 и более участников. Так, среди 1886 наименее конкурентных торгов, 26.7% проводились на сумму от 500 000 гривен, а в случае с более конкурентными торгами из 1753 процедур, 25.5% стартовали с суммы в полмиллиона гривен и более.

Иными словами, более "лакомые" торги не обеспечивают большую конкуренцию среди участников. Количество дорогих торгов с минимальной конкуренцией хоть и незначительно, но все же превышает количество более конкурентных торгов.

Таким образом, завышение организаторами торгов ожидаемой стоимости закупки не просто мешает объективному оцениванию реальной экономии в ProZorro, но и делает результаты закупок менее эффективными.

Почему так получается?

Причина завышенной ожидаемой стоимости закупок кроется в самой сути государственных тендеров. Государственные предприятия оперируют бюджетными деньгами. Они не имеют прямого интереса в оптимизации расходов и максимизации экономии. Результат: организаторы указывают все предусмотренные на закупку средства как ожидаемую стоимость.

Украинские организаторы считают ожидаемую стоимость по двум подходам.

Подход первый. Перед проведением тендера заказчик отправляет некоторым поставщикам запрос на коммерческое предложение по конкретному товару/услуге.

На основе полученных предложений заказчик рассчитывает среднюю цену - это и есть ожидаемая стоимость. Зачастую в коммерческом предложении поставщик указывает завышенную цену. Таким образом, этот подход нельзя считать эффективным, хотя он и основан на рыночных отношениях.

К тому же, пул участников в системе электронных закупок и участников, с которыми связывается заказчик, может быть совершенно разным, что также вносит несоответствия между ожидаемой стоимостью и реальной ценой участника.

Подход второй основан на прошлом опыте закупок аналогичных товаров или услуг.

Предприятие берет прошлогоднюю цену товара и умножает ее на коэффициент инфляции. Недостаток подхода в том, что общий уровень инфляции не всегда соответствует изменениям стоимости отдельных групп товаров и услуг. К примеру, цены на сахар в течении года могут как вырасти, так и упасть в несколько раз. Это зависит от урожая текущего года. Уровень изменения общих цен может быть, например, нулевым. Формирование ожидаемой стоимости по такому подходу может оказаться некорректным. Есть риск указать либо слишком высокую цену, либо очень низкую. В первом случае предприятие может не сэкономить. Во втором - на тендер не придут поставщики.

В июле из 66 813 проведенных тендеров 59% оказались неконкурентными. Это означает, что в них пришел всего 1 участник. Договор в этом случае заключается по переговорной процедуре, а участника имеет шанс поставить максимальную сумму. Вероятность экономии на тендере очень низкая.

Что делать?

Мировая практика формирования ожидаемой стоимости основана на теории аукционов. То есть ожидаемая стоимость равна альтернативной стоимости товара на рынке.

Альтернативная стоимость - это цена аналогичного товара или услуги на рынке. Эта цена может служить точкой отсчета для формирования ожидаемой стоимости закупки.

В системе ProZorro организаторы владеют неоспоримым преимуществом - открытыми данными. Благодаря им заказчик может просмотреть предложения поставщиков в закупках аналогичных товарных групп. На основе этих данных легче приблизить ожидаемую стоимость к реалиям рынка.

Завышенная ожидаемая стоимость снижает экономию на тендере и не привлекает большего количества поставщиков. Некоторые эксперты предлагают ввести унифицированную систему расчета ожидаемой стоимости.

Мы же создали механизм сбора оперативной информации и ценового среза онлайн, на тендерной площадке. Этот механизм работает лишь на коммерческих торгах. Таким образом заказчик имеет доступ к данным анализа рынка и может объективно рассчитать ожидаемую стоимость закупки.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: