Вакцинация как пропуск на работу: что делать компаниям

4 ноября 2021, 12:10

Многие глобальные проблемы можно решить благодаря синергии бизнеса, государства и ответственных граждан. Вакцинация — один из таких кейсов.

Современному клиенту важно, чтобы бизнесы, продукты которых он потребляет, и бренды, с которыми ежедневно взаимодействует, имели четкую социальную позицию. Это касается экологического сознания, благосостояния сотрудников, отсутствия дискриминации и многих других факторов. Теперь ту же роль в аджендах социально ответственных компаний играет и вопрос вакцинации.

Видео дня

Позиция ретейлера: должен ли бизнес пропагандировать вакцинацию

Если позиция бизнеса относительно большинства составляющих устойчивого развития является однозначной, то все еще продолжаются дискуссии о том, имеют ли право руководители компаний навязывать собственный взгляд на ситуацию и пропагандировать вакцинацию, или это должно быть зоной личной ответственности каждого человека. Более того, есть и единичные примеры бизнесов, в частности на украинском рынке, объявляющие о бойкоте требований, которые выдвигает государство по вакцинации и ношению масок и отстаивают статус «места свободных людей».

В то же время я, как руководитель компании, убежден, что форсирование процесса вакцинации среди сотрудников — это моя зона ответственности. Ведь речь идет прежде всего о безопасности как сотрудников, так и клиентов, а также решении глобальной проблемы. Моя миссия — сделать все возможное, чтобы уберечь команду от разрушительных последствий коронавируса. И здесь статистика на моей стороне, ведь процент госпитализаций среди вакцинированных минимален. Когда вакцина не была доступна мы оказывали материальную помощь тем, кто болеет COVID-19, сейчас такая опция предусмотрена только для вакцинированных или имеющих реальные противопоказания к вакцинации.

Дискуссии в этом контексте считаю не уместными, ведь по сути современное общество вынуждено выбирать между вакцинацией как единственным способом противодействия COVID-19 и жесткими карантинными нормами, значительно ограничивающими бизнес и граждан. Можно долго спорить о справедливости, но в конце концов придется принять новые правила игры.

Борьба за сотрудников: почему мировые ретейл-гиганты не спешат выдвигать требования по вакцинации

Amazon и Walmart активно содействуют иммунизации на общеамериканском уровне, открывают пункты массовой вакцинации и реализуют масштабные информационные кампании. В то же время, между крупнейшими мировыми ритейлерами продолжается борьба за работников складов и магазинов. Тупик в том, что если один из игроков обнародует требование о полной вакцинации, компания рискует потерять персонал. Ведь именно среди работников этого звена велик процент противников прививок. Однако обязательства по полной вакцинации или еженедельному тестированию, которые выдвинула администрация Байдена, сигнализируют о том, что в ближайшее время этот вопрос все же будет исчерпан.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Большой фэшн-игрок VF Corporation, представляющий в частности такие бренды как Vans, Timberland и The North Face, уже известил об обязательности вакцинации для сотрудников американского офиса. Ритейлер будет увольнять невакцинированных сотрудников офиса после 31 января, а соответствующие требования для всех работников в США планирует ввести весной.

Как стимулировать вакцинацию внутри компании

В Украине уже сложилась ситуация, при которой ретейлеру не выгодно трудоустраивать в торговые точки невакцинированных граждан, они будут лишены возможности работать в случае введения «красной зоны». В таких условиях выиграют компании, которые начали пропагандировать вакцинацию среди сотрудников заранее.

В исследовании McKinsey фигурируют три ключевых фактора, которые влияют на готовность людей вакцинироваться (убеждение), convenience (удобство) и costlessness (отсутствие затрат).

Убеждение

Самой главной преградой для нас в INTERTOP Ukraine стал низкий уровень доверия к вакцинам в украинском обществе. На первом этапе внутренних опросов в июне 2021 года только 10% людей заявили о намерении прививаться.

Можно долго спорить о справедливости, но в конце концов придется принять новые правила игры

Но сильная сторона любой корпоративной структуры — наличие прямого канала коммуникации, позволяющего компании выступить в качестве авторитетного и надежного источника информации и закрепить среди сотрудников определенную точку зрения. Еще с июня наши HR и PR департаменты начали активно делиться полезной информацией о прививках. Мы собираем и обнародуем статистику по количеству вакцинированных членов команды по всей Украине, отмечаем магазины-чемпионы, в которых уровень вакцинации достигает 100%, провели встречу с врачом, посвященную основным мифам и фейкам по прививкам.

Еще один принципиальный фактор — ответственное лидерство. Когда ежемесячно поднимаю тему вакцинации на Town Hall встречах, подчеркиваю, что сам вакцинировался. По состоянию на октябрь 2021 года, около 80% сотрудников наших магазинов вакцинированы по крайней мере первой дозой. И мы четко определили тенденцию, при которой отказываются от прививок работники тех магазинов, где вакцинацию игнорирует руководитель. Это наш следующий вызов.

Удобство и отсутствие затрат

Если компания декларирует позицию о необходимости вакцинации, обязательная составляющая дальнейшей политики — системность. Сотрудники должны понимать, как записаться на прививку, где и когда они могут ее сделать, что предполагает процедура и сколько времени это может занять. В идеале — работодатель должен организовать вакцинацию самостоятельно, определив время для каждого сотрудника. Ключевая задача — избавить человека от лишних забот, вопросов и неудобств, заставляющих его сомневаться.

Вопрос бесплатности вакцинации компаниями трактуется по-разному. Очевидно, что сама по себе вакцинация является бесплатной. При этом нельзя игнорировать то, что некоторые сотрудники, возможно, будут чувствовать себя плохо после вакцинации. Поэтому заранее нужно коммуницировать о возможности остаться дома на следующий день, не теряя при этом доход.

Я поддерживаю практику, при которой бизнес делает все возможное, чтобы минимизировать и компенсировать трату времени и денег, связанную с вакцинацией. В то же время премии, которые предлагает своим вакцинированным сотрудникам Lidl, или розыгрыш ценных призов, организуемый Amazon, считаю лишним заигрыванием. В моем понимании вакцинация — это не вопрос компромиссов и поиска взаимной выгоды. Какие бы условия ни выдвигало государство или компания, человек должен сознательно делать этот выбор и руководствоваться прежде всего здравым смыслом.

В общем, я верю, что многие глобальные проблемы можно решить благодаря синергии бизнеса, государства и ответственных граждан. Вакцинация — один из кейсов, когда компании могут продемонстрировать свою сознательность и значимость. И такое развитие событий в конечном итоге окажет положительное влияние и на экономику, и на бизнес, и на общество.

Слушайте подкаст на эту тему
Показать ещё новости
Радіо NV
X