Почему машиностроению нужны СЭЗ

0 комментировать
Последнюю из этой серии публикаций хочу посвятить сектору экономики, который самое время восстановить из пепла, – машиностроению

Да, ни одна из отраслей украинской промышленности так не пострадала от экономических кризисов, политической нестабильности и торговых войн. Объемы производства продукции в 2015 году сократились более чем в два раза по сравнению с докризисным 2007 годом. С одной стороны это можно объяснить объективными причинами перехода к открытой рыночной экономике и разрывом кооперации с Россией.

С другой – полным отсутствием государственной поддержки отрасли. Так или иначе, если к обретению независимости украинское машиностроение производило ракеты, самолеты, электронику и много другого сложного оборудования, то сейчас высокотехнологичная продукция либо вообще не производится в стране, либо изготовляется в единичном масштабе. Вдвойне обидно наблюдать за впечатляющим прогрессом Турции, которая еще в 80-х годах имела практически полностью аграрную экономику, а сейчас производит и экспортирует автомобили, суда, станки с ЧПУ и электронные компоненты.

В сложившейся ситуации есть два пути развития отрасли. С одной стороны, развитие тех машиностроительных заводов еще советского периода, которым удалось выжить в наше непростое время. Далеко не все советские гиганты машиностроения умерли. Многим из них удалось сохранить производственную базу и собственные конструкторские разработки, найти рынки сбыта внутри страны и диверсифицировать экспорт.

С другой стороны, необходимо стимулировать иностранных инвесторов открывать машиностроительные предприятия в стране. Оба пути развития отрасли имеют успешные, хотя и единичные примеры в Украине. Так, например машиностроительный гигант «Турбоатом», производящий турбины для энергетики, вполне успешно справился с диверсификацией экспорта. При этом он нередко выполнял заказы для украинских электростанций. Чистая прибыль «Турбоатома» составила более 1,6 миллиарда гривен в 2015 году.

В 2010 году шведский концерн Electrolux за 19 млн евро купил завод «Украинская бытовая техника», расположенный в Ивано-Франковске. В результате инвестиций холдинга совокупная доля Electrolux на украинском рынке выросла с 5,4% в 2010 году до 16,3% в 2015 г. При этом компания, вдобавок к завоеванию внутреннего рынка, активно развивает экспорт, преимущественно в страны Европейского Союза. Помимо Electrolux планы значительно расширить производство в Украине рассматривают японская Fujicura и немецкая компания Kromberg & Schubert.

Нужно учитывать, что иностранные инвесторы охотнее открывают производства в тех странах, где есть большой внутренний рынок. К сожалению, украинский рынок очень мал и не может обеспечить стабильный сбыт. Например, если в Украине в месяц продается меньше машин, чем в среднем европейском городе размером с Житомир, мировым автоконцернам нет никакого экономического смысла открывать здесь производство. Если же ориентировать заводы только на экспорт, иностранные компании сразу окажутся зависимыми от возмещения НДС, а это традиционно слабое место украинской экономики. Да и обычно такие предприятия создаются в открытых экономических зонах.

То есть инвесторы, открывающие экспортные производства, ожидают от страны дополнительных налоговых льгот. Без льгот со стороны государства и с постоянно буксующим возмещением НДС привлекательность страны как места для локализации производства резко снижается. Поэтому если государство заинтересовано в открытии новых машиностроительных предприятий в стране, Украина должна предоставить инвесторам весомые налоговые льготы, развивать свободные экономические зоны и технопарки.

По-другому привлечь инвестиции в украинское машиностроение не получится. Подводя некую черту под этой серией блогов, можно сказать, что перспективных отраслей в Украине не так уж мало, хотя и искать их нужно не только на самых избитых тропинках. Мы все верим в потенциал нашей страны, однако нужно быть реалистами и прилагать действительно много усилий – законодательных, волевых, инновационных, реформаторских – чтобы Украина действительно стала Open for U.

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца декабря дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: