Можем не успеть. Как Украине выполнить обязательства перед ЕС по техосмотру
Разным ветвям власти пришло время объединить усилия.
Осень 2021 года оказалась насыщенной событиями. После летних каникул возобновилось противостояние между политическими силами. Долго не утихающие скандалы вокруг спикера Верховной Рады и главы одного из крупных государственных банков. Цена на газ бьет рекорды, и спекуляции вокруг трубопроводов только усиливаются. А в Грузии тем временем задержан ее бывший президент, Михеил Саакашвили.
При этом, не теряют актуальности и проблемы в транспортной сфере. «Укрзализныця» находится в критическом состоянии, на предприятии создан антикризисный штаб во главе с министром инфраструктуры Александром Кубраковым. При этом никто не отменял разработку и утверждение финансового плана перевозчика на следующий год. Точно такие же документы нужно принять и для других отраслевых предприятий, например, государственных стивидорных компаний.
В портовой отрасли также накопилось немало проблем. Необходимо на законодательном уровне урегулировать отношения с инвесторами для привлечения частного капитала в отечественные гавани. В противном случае многие планы по развитию перевалочных мощностей могут остаться на бумаге. Дорожное хозяйство требует ремонта и реконструкции.
Словом, команда Министерства инфраструктуры загружена огромным количеством задач, которые требуют немедленного решения. И в длинном списке этих вопросов находится еще один, до которого руки никак не дойдут, — это имплементация директивы 2014/45/EU о техническом контроле транспортных средств. Именно ее Украина обязалась внедрить по условиям Соглашения об Ассоциации.
Нельзя сказать, что регулятор ничего не предпринимал. Начиная с 2018 года, было сделано четыре попытки зарегистрировать соответствующий законопроект. Однако дальше общественных обсуждений дело не пошло, поскольку к документу подавалось множество замечаний, и согласовать его никак не удавалось. Последняя редакция была обнародована на сайте МИУ 5 апреля 2021 года. С тех пор в министерстве сменилась руководящая команда, которая попыталась перейти к активным действиям.
А действия нужны. Об этом красноречиво говорит напоминание со стороны Европейского Союза, который призывает нашу страну возобновить технический контроль транспортных средств. Тем более, часть транспорта прибывает к нам из ЕС и затем ездит туда, но уже с украинскими номерами. С безопасностью автомобилей у европейцев строго, а потому некоторые эксперты всерьез опасаются, что наши автопутешественники и заробитчане станут нежеланными гостями.
Как быть? Дедлайн — 2022 год — приближается, остается менее двух месяцев. А список задач Мининфраструктуры не уменьшается, а постоянно растет. Повышаются и риски не успеть. И, пожалуй, единственно верное решение в данной ситуации — это консолидация усилий всех ветвей власти. Да, по условиям соглашения, именно МИУ является ответственным за подготовку соответствующего законопроекта. Однако при сжатых сроках и остром дефиците ресурсов помочь регулятору мог бы профильный комитет Верховной Рады.
Поскольку законопроект был доработан и даже обсуждался на правительственном комитете, парламентарии могли бы взяться за финальную «огранку» документа и затем зарегистрировать его для дальнейшего рассмотрения на заседаниях фракций и в сессионном зале. Тем более, большая часть титанического труда уже позади.

Только объединение усилий законодательной и исполнительной ветвей власти поможет Украине выполнить Соглашение об Ассоциации с ЕС, принять эффективные нормы западного образца, позволяющие навести порядок в сфере технического осмотра. Без строгих требований, без видеофиксации процесса проверки авто, без личной ответственности экспертов мы будем и дальше видеть на дорогах маршрутки и автобусы в ненадлежащем состоянии, но с протоколами о прохождении техосмотра. А частный автотранспорт может лишиться возможности пересекать границу с Евросоюзом.