Страхи, надежды и немного отчаяния. Чего ждет украинский бизнес от 2021 года

27 апреля 2021, 14:30

Что показал опрос более 200 топ-менеджеров компаний и владельцев малого и среднего бизнеса.

После сокрушительного удара 2020 года бизнесу не хватает уверенности в завтрашнем дне, и он ищет экспертной оценки тенденций в экономике, покупательских настроениях и поведении клиентов. Но эксперты утверждают, что неопределенность — это новая реальность и уверенности в завтрашнем дне ждать не стоит, а вот взять все от дня сегодняшнего нужно обязательно.

Видео дня

Мы провели опрос среди украинских бизнесменов, чтобы узнать об их видении будущего. Как же представляют себе 2021 год предприниматели Украины? Те самые, которые предоставляют рабочие места, двигают вперед экономику, платят налоги и оказывают услуги тысячам людей?

Мы опросили более 200 топ-менеджеров компаний и владельцев малого и среднего бизнеса. Исследование было проведено в феврале месяце методом онлайн-интервью (CAWI). Стоит понимать, что они не являются экономистами, врачами или футурологами. Это обычные воины украинского бизнеса — те, которые выстояли в сложном 2020 году, сумели подняться, но все еще несут с собой свои страхи. Среди них есть как отчаянные оптимисты, так и безнадежные пессимисты. Но первых все же больше.

Отвечая на вопрос, будет ли 2021 год сложнее 2020, бизнесмены выразили мнение, что в целом год будет не простой, но большинство (55%) все-таки верят в лучшее.

  • 36% считают, что прибыль немного увеличится;
  • 19% полагают, что прибыль значительно увеличится;
  • 11% думают о том, что доходы немного упадут;
  • 7% боятся, что прибыль значительно упадет;
  • 11% верят в то, что все останется на уровне прошлого года;
  • 16% остались в замешательстве и не смогли ответить.

Учитывая работу 4Service Group на рынках Украины и Европы, стоит отметить более оптимистичный настрой наших соотечественников в сравнении с европейцами, которые ведут бизнес очень осторожно и не желают рисковать.

Отвечая на опрос, украинские бизнесмены поделились своими страхами о 2021 годе. К самым ожидаемым трудностям текущего года опрошенные относят:

Конкуренцию. 46% полагают, что она усилится, 31% думают, что останется на прежнем уровне и только 14% верят в ее ослабление. Мы попросили уточнить, чем обосновывают ответы предприниматели. Многие ответили, что связывают усиление конкуренции с развитием онлайн-продаж и восстановлением компаний после 2020 года. Людям нужно будет выживать, поэтому они будут открывать новые точки, расширять бизнес и бороться за новых клиентов.

Например, руководитель строительной компании рассказал о том, что боится конкурентов, которые уйдут в подполье и украдут с собой клиентов, которых не сможет удержать его честный бизнес. Речь идет о зарплатах в конвертах и оплате за услуги в обход кассы. Таким образом, многие бизнесы могут удержать цены на прежнем уровне. Тем же, кто выбрал работать по закону приходится повышать стоимость товаров и услуг из-за выросшей минимальной зарплаты и других факторов, тем самым отпугивать часть клиентов.

Второй пример, более оптимистичны представители торговли. Руководитель сети розничной торговли ответил, что конкуренция в 2021 продолжит ослабевать, ведь многие ФОПы обанкротились и вряд ли встанут на ноги в этом году.

Также предприниматели считают, что нестабильная украинская экономика не будет способствовать инвестированию у их конкурентов.

Изменения покупательского поведения. 41% респондентов считают, что клиенты будут экономить в текущем году, 29% думают, что покупатели станут тратить больше, а 21% верят в то, что траты останутся на прежнем уровне. Также мы спросили украинских предпринимателей о том, к чему будут более чувствительны их клиенты: к цене или сервису и эмоциям. Мнения разделились, 44% опрошенных полагают, что важнее цена и 40% называют эмоции более важным критерием выбора.

Примечательно то, что ранее мы опрашивали более 1000 конечных потребителей о том, на основе чего они делают выбор. Данные опроса тогда показали, что большинство (58%) в первую очередь обращают внимание на цену, а эмоции имеют меньшее значение для них. Тем не менее 27% осознанно назвали сервис более важным, чем стоимость услуг или товаров. Бизнес, однако, высоко ценит важность эмоций, но заменить ими цены вряд ли удастся в этом году. Еще полтора года назад ситуация была иная и эмоции были важнее, но пандемия внесла коррективы, которые стоит принять как можно быстрее, чтобы улучшить продажи.

Часто бывает, что во время принятия покупательских решений опрошенные действуют не так, как во время ответов на вопросы исследования. Они тратят больше, делают спонтанные покупки тех товаров, которые им изначально были не нужны и предпочитают отдавать деньги в те компании, которые дарят больше позитивных эмоций. Но факты остаются фактами — на данный момент настроения покупателей в целом склоняются к тому, чтобы затянуть пояс потуже.

Набор персонала. 34% респондентов считают, что нанять персонал станет проще, 24% считают, что сделать это будет сложнее и 30% верят, что все останется, как прежде. Большинство бизнесменов полагают, что у них не возникнет проблем с поиском хороших сотрудников, хотя на практике стоимость нового персонала превышает стоимость содержания предыдущего на 20−25%.

Изменение уровня зарплат. Руководители компаний считают, что в целом уровень оплаты труда вырастет на 5%. Как показал опыт 2020 года, зарплаты пришлось поднять на 10−25%. Связанно это было с инфляцией, повышением минимальной оплаты, ростом цен. Поэтому в данном случае предприниматели скорее закрывают глаза на грядущие требования повысить оплату труда.

Интернет-продажи в Украине

К другим интересным тенденциям в бизнесе стоит отнести предполагаемый рост интернет-продаж. Многие предприниматели поняли важность онлайна еще в 2020 году, но с выходом страны из локдауна они вернулись к привычному способу продаж в офлайне. Тем не менее, онлайн остался слабым местом тысячи бизнесов и именно туда они будут инвестировать и направлять свое движение.

Отвечая на вопрос о том, куда бы вы потратили 100 миллионов гривен, большинство назвали желаемой сферой развития именно интернет-продажи:

• 19% потратили бы на техническую модернизацию и автоматизацию бизнес-процессов;

• 16% потратили бы деньги на развитие интернет-магазина и доставки;

• 14% инвестировали бы в развитие нестандартных способов продажи, в том числе в продажи через социальные сети.

Остается надеяться, что оптимистичный настрой украинского бизнеса позволит ему достигать вершин и побеждать в текущем году так, чтобы 2021 действительно оказался успешным.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X