За океан. Как и почем организовать экспортные поставки в США
Отправка груза в США — дело непростое, и основные подводные камни кроются, как всегда, в деталях. Как не столкнуться со штрафами и задержкой товаров.
Пандемия коронавируса, колоссальные эмиссии денежных средств крупнейшими экономиками мира, падение курсов национальных валют по отношению к «твердым» валютам еще раз доказывают необходимость построения анти-хрупких бизнес моделей и обеспечения мультивалютных поступлений.
Законодательство США позволяет компаниям-нерезидентам вести бизнес удаленно, платить налоги в стране своей резиденции. Таможенные платежи и пошлины на поставляемые товары оплачиваются через международного брокера-экспедитора. Многие европейские и азиатские экспортеры обширно используют эти возможности и ведут бизнес в США с минимальными операционными затратами, часто даже не открывая собственного представительства.
У американский покупателя хронические проблемы с качеством планирования, поэтому система поставок должна быть достаточно отзывчивой и позволять доставлять продукцию в более сжатые сроки морским, а порой, и авиационным транспортом. Организация устойчивой и надежной системы поставок продукции в срок в рамках отведенного бюджета играет здесь ведущую роль.
За первые четыре месяца 2020 года экспорт украинских товаров в США, которые были отправлены в контейнерах, составил $322.7 млн. Для сравнения Польша — $2 290 млн, Австрия — $3 400 млн.
Очевидно, что завоевать американского покупателя стоит немалых трудов, времени и настойчивости для любой украинской компании, а вот потерять требовательного клиента в сложных условиях глобальной пандемии можно в два счета.
О рисках и о том как их избегать
Стоимость поставки одного контейнера из порта Одесса в США в среднем обходится компании в $2 500 на восточное побережье, $3 500 на Западное и вглубь страны на терминалы в Чикаго. Наземная автомобильная доставка контейнера от терминала до склада покупателя обходится в $500−$1 000 за контейнер, в зависимости от степени удаленности. Если бюджет автомобильной доставки превышает $1 000 необходимо проанализировать возможность доставки на альтернативный терминал расположенный ближе, ж/д инфраструктура в США это позволяет. На бумаге мы получили сумму транспортных затрат в $4 000—$4 500 за контейнер.
На практике эта сумма легко возрастает в полтора раза и более, когда компания-экспортер игнорирует или не уделяет должного внимания ключевым рискам.
Проводите подготовку документов на груз заранее
Взаимодействие с таможенным брокером на территории США возможно только при наличии подписанной и утверждённой доверенности, ее текст и структура стандартизированы.
Таможенное законодательство США четко предписывает роль определения 10 знаков кода на товар грузовладельцу. Грузовладелец должен досконально понимать характеристики своего товара и заранее подобрать коды. Это позволит рассчитать размер пошлин к уплате, определить действие особых нормативных актов: дополнительные пошлины, соглашения о свободной торговле, анти-демпинг и прочее. Таможенный брокер может оказывать содействие в подборе кодов, но окончательное решение и ответственность на грузовладельце.
Чтобы избежать возможного штрафа американской таможни в $10 тыс., грузовладелец проводит подачу предварительных данных о партии груза ISF за несколько дней до выхода контейнеров из порта отправления.
Операции по оформлению грузов должны быть гарантированы таможенным бондом, стоимостью от $500 в год. Он служит страховым механизмом уплаты грузовладельцем доначисленных пошлин или штрафов, если обнаружат нарушения.
Некоторые категории грузов требуют импортной лицензии или подачи дополнительных документов для их оформления.
В зависимости от природы груза и своевременности подачи пакета сопроводительных документов, таможня США оставляет за собой право произвести инспекцию или досмотр груза. Расходы по организации инспекции в размере $1 000−$1 200 несет грузовладелец. Доставка контейнера для проведения инспекции с весом груза более 20 тонн может создать серьезные проблемы, задержки и затраты.
Отраслевой стандарт подачи таможенной декларации и пакета документов на импортный груз — за 5 бизнес дней до его прибытия в первый порт в США.
Разрабатывайте маршрут, опираясь на достоверную информацию. Тщательно планируйте каждый этап перевозки.
По данным Sea-Intelligence в 2020 году пунктуальность судоходных компаний на маршруте 57−63%.
Международные транспортные компании накапливают большие массивы достоверных данных, которые более точно позволяют понять реальные сроки перевозки по маршруту. Тем не менее, грузовладелец планирует срок доставки груза «с запасом».
Морские поставки с использованием непрямых сервисов, которые предполагают перегрузку контейнера с одного судна на другое в порту перевалки, должны контролироваться особым образом. В большинстве случаев перевалка занимает от 5 до 10 дней, но если груз пропустил судно, срок может увеличиваться в разы. Также задержки возникают из-за плохой погоды в регионе порта перевалки.
Решение: транспортная компания про-активно отслеживает прохождение грузом портов перевалки, работает с отклонениями. В случае задержки извещает грузовладельца, эскалирует ситуацию с судоходной компанией для скорейшего возобновления движения грузом.
Транзит грузов в портах и наземных железнодорожных терминалах в США часто не проходит по намеченному плану. Грузовладельцу предоставляется короткий срок бесплатного хранения до 5 дней в порту и всего 2 дня на ж/д терминале. По завершению льготного периода, стоимость хранения достигает $250−285 за один контейнер в день. Становится понятным о каких рисках идет речь при поставках больших партий контейнеров одновременно.
Грузовладелец часто поддается соблазну сэкономить и организовывает автоперевозку контейнеров в США силами судоходной компании, carrier haulage. Судоходная линия в этом случае выполняет роль посредника и замыкает все контакты с авто перевозчиком контейнеров на себе. Такой подход практически лишает грузовладельца возможности влиять на ход перевозки на этом участке и обеспечивать необходимый уровень сервиса получателю груза. Сбой или задержка с таможенным оформлением по итогу обойдется грузовладельцу в сумму дополнительных затрат более $1 000 за один контейнер.
Организация автомобильной перевозки контейнеров силами транспортной компании с авто перевозчиком напрямую, merchant haulage, дает контроль.
Взвешивайте риски и затраты при перевозке тяжелых грузов
Для таких грузов, как металлургическая продукция, продукция тяжелого машиностроения, сырье и компоненты для химической и пищевой промышленности, бумажная продукция целесообразно рассмотреть увеличение нормы загрузки контейнера со стандартного ограничения в 19,5 тонн до 24−25 тонн.
При этом грузовладелец должен обеспечить равномерное распределения массы груза в контейнере и исключить перегрузку по осям авто-платформы.
Маршруты перевозки таких грузов согласовываются с судоходной компанией заранее. С грузом, который следует до порта, больших сложностей возникать не должно. Повышенный риск возникает с грузами, которые следуют до железнодорожного терминала вглубь страны. При такой перевозке груз должен быть погружен на ж/д транспорт непосредственно на терминале его выгрузки с борта судна.
Автомобильная доставка тяжелых грузов от порта или ж/д терминала требует оформления необходимых разрешений.
Стройте систему качественного информационного сопровождения
Большую часть времени инфраструктура американских портов работает на пределе своей пропускной способности. Любой всплеск в объемах прибывающих грузов создает задержки в их обработке.
Ввод дополнительных пошлин на китайские товары с 1 января 2019 года создал ажиотаж и грузовладельцы стали поставлять грузы заранее, максимизировать складские запасы. Первыми под ударом оказались порты западного побережья США, Лос-Анжелес, Лонг Бич, Окленд. Ситуация развивалась лавинообразно и захлестнула порты на обоих побережьях. Заполнив все доступные складские площади, некоторые импортеры стали использовать контейнеры прибывающие в порт в качестве дополнительных складских помещений. Контейнеры в крупнейших портах Америки стали накапливаться. Возникли существенные задержки с выездом грузов из портов на авто и ж/д транспорте. Срок хранения в порту составлял от нескольких недель до нескольких месяцев. И если грузы, которые перевозились в интермодальном сообщении избежали хранения, грузы заказанные «до порта» платили хранение по $250−285 в день за один контейнер. Сроки перевозок в среднем возросли на 20−50%, грузовладельцы понесли убытки.
Решение: грузовладелец и перевозчик совместно корректируют ритм отправки новых грузов, анализируют альтернативные временные маршруты, подбирают порты и ж/д терминалы прибытия, где грузы могут быть обработаны с меньшими задержками. Необходимо изменить принятые шаблоны.
Проанализируйте каково качество и частота обновления данных о перемещении груза, с которыми работает транспортная компания. Отраслевой стандарт информирования грузовладельца — автоматическое формирование регулярных отчетов о грузах в пути в виде наглядных таблиц и dashboards.
Отслеживайте возможные сбои в работе получателей в США
Ограничения в пропускной способности склада получателя. Грузы могут своевременно доставляться на территорию склада, но не выгружаться из контейнеров. Это часто делается получателем сознательно и контейнеры используются в качестве дополнительного буфера, либо другие грузы получают приоритет в выгрузке. По истечению 4 дней необходимо будет уплатить $175 в день, плюс аренда трейлера $30−35 в день с первого дня.
Нынешняя ситуация с COVID19 привела к приостановке работы ряда «не основных» предприятий и их складов. Получатель временно не способен принимать прибывающие грузы.
Решение: для грузов, которые уже прибыли в порт или ж/д терминал, возможен вывоз груза на площадку авто перевозчика и хранение контейнеров «на колесах». При сроках хранения в неделю-полторы, процедура обойдется в несколько сотен долларов США, но в разы меньше стоимости хранения груза на терминале.
Функционирование инфраструктуры и рынка транспорта в США несет в себе системные риски для грузовладельца и его транспортной компании. Этим рискам подвержены абсолютно все компании, которые поставляют в США. Осознанное отношения к этим явлениям и работа с ними позволяет превратить транспортную логистику в инструмент повышения конкурентоспособности вашего продукта. Критичным становится выбор транспортной компании, которая не на «вы» с процессом.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.