Посткарантинный синдром, или Новая проблема для бизнеса

30 мая 2020, 12:12
Цей матеріал також доступний українською

Коронавирус изменил все. Безопасность с точки зрения здоровья должна стать частью новой бизнес-модели

Одно дело — уйти на карантин. Другое — выйти из него. Изоляция (а тем более массовая, как сейчас) — не тот процесс, что проходит бесследно. Ее последствия для экономики мы уже ощущаем. Но карантин также влияет на нашу психику. Эти изменения куда более тонкие, менее очевидные, зато масштабные. Они затрагивают все — здоровье, быт, привычки, работу.

Видео дня

Как показывают исследования ученых, любой карантин — это своего рода душевная травма для человека. И чем дольше длится изоляция, тем глубже полученная травма. Длительная изоляция может провоцировать у человека посттравматическое стрессовое расстройство, депрессию, панические атаки, расстройства сна, неконтролируемые вспышки гнева и раздражительности. Также на карантине растет тяга к вредным привычкам (алкоголь, наркотические вещества).

Многие люди после карантинных мероприятий сознательно дистанцируют себя от общества. Ученые обнаружили это в 2008 году, когда после вспышки вируса SARS провели опрос среди переболевших и врачей. 54% признали, что избегают всех кашляющих и чихающих людей, 26% избегают места большого скопления людей, а 21% опрошенных старались вообще не посещать общественные места в течение минимум пары месяцев.

В статье, опубликованной в журнале The Lancet, — рупоре с полей борьбы с коронавирусом — упоминается еще одно интересное исследование, проведенное в 2016 году. Его авторы отмечают, что влияние карантина на психику носит долгосрочный характер. Например, признаки тревожности и агрессии у части опрошенных людей наблюдались даже спустя полгода после окончания изоляции. У некоторых сотрудников сферы здравоохранения после пережитого карантина развилась стойкая привычка пить спиртное, чтобы снизить стресс, которая с годами только стала сильнее.

Людям потребуется время, чтобы перестать бояться заражения и жить, как раньше. Но сколько времени — никто не знает

Что важно, все выше упомянутые исследования влияния карантина на человека проводились после локальных вспышек заболеваний — Эбола, SARS, конский, птичий грипп. Ни одно из них не распространилось по всему миру. Ни одно из них не отправляло мировую экономику в нокаут, как это сделал короновирус COVID-19. А значит, и воздействие текущего карантина будет на нас куда сильнее и менее прогнозируемое. Но так или иначе очевидно одно: после всплеска инфекционного заболевания миру угрожает вспышка психологических болезней, полноценный «посткарантинный синдром», тяжесть и продолжительность которого никто предсказать сейчас не сможет.

Что это значит для бизнеса?

Экономические последствия карантина бизнес уже более-менее осознал. Некоторые даже стали задумываться о выработке новых бизнес-моделей. Более гибких, таких, которые смогут эффективно работать в условиях длительной изоляции. Но вот психологический аспект карантина осознается с трудом. А между тем, он обещает нам массу проблем.

Во-первых, возможны проблемы с видами деятельности, требующих скопления людей. Сюда входит как офисная работа и групповое обучение, так и вся сфера обслуживания целиком (гостинично-ресторанный бизнес, индустрия развлечений, туризм и т. д.). Пережив страшную болезнь, пересидев карантин, многие обнаружат, что не могут спокойно находиться в обществе. Значит, и нормально работать не могут. Уже можно предвидеть скандалы в офисах из-за чихающего или не помывшего руки в туалете сотрудника. В некоторых компаниях они и так были, но после пандемии обычные свары грозят перерасти в полноценную войну. Это — прямой путь к социальной напряженности и падению общей производительности.

Во-вторых, возможны проблемы с привлечением новых клиентов, в первую очередь — в сфере обслуживания. Страх болезней, беспокойство за здоровье близких сделает людей более осторожными и требовательными в выборе услуг. Это провоцирует рост конкуренции и усиление борьбы за клиентов между компаниями, которая в условиях экономического кризиса и так на максимуме.

Определенно сложнее будет собирать толпы на фестивали, концерты, заполнять залы кинотеатров посетителями и обеспечивать аншлаг в ресторанах по выходным. Людям потребуется время, чтобы перестать бояться заражения и жить, как раньше. Но сколько времени — никто не знает. И думаю, не узнает, каждый переживает подобные вещи по-своему.

Что делать?

Думаю, после завершения кризиса бизнесу крайне важно проработать не только разного рода антикризисные стратегии, но и кадровые. Будет нелишним наладить коммуникацию со своим штатом, выявить тех, кто испытывает страхи и беспокойство, обсудить с ними их проблемы. Это позволит заранее выявить возможные риски, избежать многих конфликтов в будущем.

Стоит озаботиться и вопросом безопасности здоровья. Раньше мы думали о безопасности информационной, экологической, какой угодно. Здоровье уходило на дальний план, но коронавирус заставляет изменить эти приоритеты. Бизнесу стоит подумать, как защитить своих сотрудников. Возможно, стоит ввести обязательную вакцинацию всего штата, ежегодные медицинские осмотры, все в таком духе. Это непросто и накладно. Но нужно понимать: здоровье ваших сотрудников — это здоровье вашего бизнеса. Нравится вам или нет, но это так.

Впрочем, дело не только в штате. В условиях пандемии люди в целом гораздо больше задумываются о своем здоровье. После, надо думать, тоже. Поэтому, когда дело дойдет до выбора услуг и продуктов, логично предположить, что клиенты будут отдавать предпочтение тем из них, которые ассоциируются с безопасностью. Они выберут кафе, где столики не натыканы в сантиметре друг от друга. Пойдут за покупками туда, где больше возможностей сохранять дистанцию. А еще десять раз подумают, стоит ли им посещать то или иное мероприятие, если обещают толпу в 10 тысяч человек.

Те бренды, которые смогут убедить аудиторию, что их услуги и продукты безопасны, явно получат преимущество. Отсюда вывод: безопасность здоровья должна стать частью вашей бизнес-модели. Это вопрос выживания.

Доказательство тому — Китай. Недавно Блумберг опубликовали большую статью о том, как живет постпандемический Ухань, и, если честно, это впечатляет. Пустые торговые центры, не переполненное как обычно метро, притихшие рестораны. Люди, если и заказывают еду, то только на вынос. На некоторых предприятиях рабочим проверяют температуру по меньшей мере четыре раза и всех, у кого показатель термометра выше 37,3 градусов, отправляют на дополнительные проверки к врачам. Коронавирус задал тренд, изменилось все.

Напоследок, хотелось бы упомянуть важность помощи сотрудникам сферы здравоохранения. На этих людей во времена карантина приходится наибольшая нагрузка, как физическая, так и психологическая. После пандемии многим врачам, медсестрам, фельдшерам наверняка потребуется поддержка и помощь, — не только финансовая — чтобы восстановиться после всех пережитых стрессов. Позаботиться о них в такой момент — это меньшее, что мы можем сделать. Мы все — государство, бизнес, частные лица. Ведь, если подумать, от здоровья медиков зависит здоровье всего человечества. И все наше благополучие в целом.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X