Онлайн- или офлайн-образование — что победит?

24 мая 2020, 16:15

Что изменил карантин

История минувших лет

Наши дети и внуки когда-нибудь обязательно прочитают такой исторический факт: «Мировой карантин и вынужденная изоляция общества стали весомыми факторами и переломным моментом в быстрой трансформации образования. Все кардинальные изменения произошли необычным для образовательной среды революционным способом весной 2020 года».

Видео дня

Образование, научный прогресс, доступность информации и глобализация тесно связаны между собой и напрямую влияют друг на друга. А история с мировым карантином едва ли не самое интересное тому доказательство.

Школа, как организация, возникла задолго до нашей эры и с тех пор трансформируется ее форма и меняется контекст знаний, а потребность учиться стала для человека базовой. Дистанционное обучение общество придумало из-за его острой необходимости. С появлением почты свои работы студенты могли отправлять учителю письмом, появилось так называемое корреспондентское обучение. С открытием радио и телевидения новые знания можно черпать из научных программ и уроков, а возможность учиться, получать профессию и одновременно работать обеспечивает заочное обучение. Сегодня же наблюдаем обучение не выходя из дома — онлайн-формат.

Последние несколько лет сфера обучения онлайн в мире растет на 20−25% ежегодно, разве только ленивый не регистрировался на курсы, мастер-классы и вебинары. Однако только 3% знаний и навыков люди получают дистанционно. Мировыми драйверами на рынке являются США — 43% и Китай — 21%.

Виртуальные университеты и школы, дополненная реальность, эффект присутствия в любом уголке мира, группы студентов из разных стран — все это еще недавно было только модным трендом, а уже сегодня стало вынужденной необходимостью. Для специализированных курсов, высшего образования, сфер саморазвития дистанционный формат обучения давно знаком и его популярность растет, а вот школьное массовое образование с таким вызовом встретились довольно неожиданно.

Похоже, что вынужденное дистанционное обучение школьников создало изгиб и принудительную смену в траектории развития школьного образования, который после окончания карантина начнет самокорректироваться в привычное русло. То, что вернуться совсем в старую колею не удастся, уже понятно, потому что и учителя, и дети, и родители увидели другую реальность, а вот насколько образование сохранит новизну формата, покажет время и сила человеческой привычки.

Успешные кейсы

Рассказывая об успешных кейсах перехода школ на онлайн-формат в Украине, мы в основном приводим примеры частных школ, которые имели все предпосылки в течение 2−3 дней организовать учебу и работу учителей дистанционно, техническое обеспечение, платформы, опыт диджитализации уроков, готовые решения. Но процент частных школ в Украине не более одного, поэтому не все дети получили качественный заменитель школьному обучению онлайн.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Существенным фактором успеха школы в дистанционном обучении является средний возраст и техническая осведомленность учителя, привычка учиться, адаптировать международный опыт, инновационно мыслить

Почти не почувствовали изменений дети, которые уже до карантина учились дистанционно. Количество хоумскулеров в Украине из-за доступности и гибкости формата ежегодно растет. Дополнительными аргументами становится и родительское разочарование в государственной школьной системе, стоимость обучения в частных школах, содействие государства законодательно в возможности перехода на такой формат. Но доля детей на дистанционном обучении в общей массе сектора ничтожно маленькая.

Преимущества онлайн-обучения

Все новое вызывает обостренные эмоции восприятия. Сначала непривычно и ярко, а дальше палитра реакций уменьшается, подключается анализ и критическое мышление и формируется наша отношение к процессу.

Подобную цепочку оценки сейчас проходит и онлайн-образование. И родители, и дети, и образовательные учреждения анализируют эффективность такого формата и формируют свое отношение к нему.

Интерактивность задач, геймификация обучения, онлайн-исполнение и проверка заданий, виртуализация добавили мотивации детям и продлили время удержания их заинтересованности и внимания. Особенно учеников средней и старшей школы, среди которых 97% любят видеоигры.

За короткое время дети существенно повысили свои компетенции быстро набирать текст, искать информацию, технически обслуживать ноутбуки.

Но оценить эффективность такого эксперимента пока трудно. На поверхности у кого-то из родителей и педагогов большое разочарование и усталость, у кого-то эйфория и вроде найденное решение устаревшей модели школьного образования, которая утратила свою актуальность. Но это две крайности. Реальное понимание эффективности даст оценка остаточных знаний в начале следующего учебного года, когда фактически можно будет понять, что детям удалось усвоить через онлайн-пространство, а также волевое решение учителей разнообразить традиционный процесс обучения новейшими инструментами.

Вызовы тоже существенные

Прежде всего на охват детей дистанционным образованием влияет ограничение доступа к интернету и наличие у детей гаджетов, пригодных для обучения. Распечатки с задачами от учителя без обратной связи и объяснения обучением не назовешь. Во многих отдаленных районах и селах дети просто перешли в режим дополнительных каникул на 2,5 месяца.

Существенным фактором успеха школы в дистанционном обучении является средний возраст и техническая осведомленность учителя, привычка учиться, адаптировать международный опыт, инновационно мыслить. Потому какими бы замечательными личными навыками и талантами не обладал учитель, если он технически не может организовать и разнообразить урок, скорректировать учебную программу для усвоения онлайн, то дистанционное обучение класса тоже невозможно.

Почти для всех детей общение с преподавателем, эмоциональный, визуальный и тактильный контакт очень важны. Восприятие информации в классе происходит лучше, потому что кроме зрительной и слуховой, добавляется ассоциативная память и моторика. Всегда можно спросить, уточнить, убедиться, что правильно понял. Все это способствует лучшему пониманию и усвоению материала.

Найти друга и поддерживать отношения дети лучше всего могут в реальной жизни, а в их возрасте такая социальная компетентность является определяющей.

Психологический компонент

У психологов есть свои предостережения касательно такого эксперимента в образовании.

Роль учителя осталась за школой, а вот роль ментора и наставника частично перешла и на родителей. Им пришлось больше чем когда-либо включиться в организацию процесса обучения дома, в мотивацию и контроль, проверку домашних заданий, коммуникацию со школой. Поменять правила, смириться, что в среднем 7 часов ребенок проводит у монитора. Кто-то из родителей готов, но нет времени на такой пул задач, а у кого-то нет для этого таланта или терпения.

Самоорганизация у детей — это очень сложнотренированная мышца, она и у взрослых порой плохо работает. Если организовать свое время и пространство ребенок сам не может, а помощь учителя или родителей ограничена, то и результат будет незначительным.

Лишь 3% взрослых в среднем без дополнительной мотивации заканчивают начатый онлайн-курс, еще 10% проходят хотя бы половину, более 50% оставляют затею в первые 2 занятия, статистика печальная.

Человек любого возраста в состоянии стресса и постоянного напряжения усваивает только небольшой процент услышанного. С этим тезисом трудно смириться и учителям, которые привыкли к определенному темпу и результату детей.

Работа учителя онлайн — лишь один из многих факторов, который влияет на усвоение знаний ребенком. Еще есть другие мощные факторы, такие как индивидуальная особенность ученика воспринимать информацию с монитора, концентрировать внимание долгое время, отсутствие достаточной физической нагрузки, умение оставаться мотивированным к обучению без реального присутствия взрослого рядом, удержаться от соблазна заниматься параллельно другими «важными делами».

Мотивация ребенка к обучению в любых форматах зависит от правильно поставленных учителем целей с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Если цель легко достижима или недостижима вообще, на следующем уроке учитель встречается с еще более демотивированным учеником и круг замыкается.

Теперь добавляем еще общую атмосферу в доме и уровень тревоги, которые в каждой семье очень разные, как и отношение к угрозам и ограничениям.

Дистанционное обучение также параллельно учит адаптироваться, быть гибким, работать с информацией, пользоваться поверхностными знаниями, прилагать минимум усилий для удовлетворительного результата, манипулировать. Кто-то это рассматривает как приобретение жизненно необходмимых навыков детьми, а кто-то — как нарушение ценностного пространства. Вся эта матрица факторов напрямую влияет на способность мозга учиться и это, как минимум, стоит учесть.

Переходный этап — гибридная форма обучения

Существующая система школьного обучения имеет существенные ограничения и во многих аспектах исчерпала себя. Образовательные учреждения не успевают своевременно реагировать и корректировать информацию, которую подают ученикам, потому что ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, качественно и быстро обучать учителей, не имеют доступа к инвестициям для технического обеспечения. Здесь преимущество на стороне онлайн-образования.

Однако человеческая психология настроена на то, чтобы постоянно коммуницировать, дискутировать, обсуждать и тем самым учиться. Передача знаний «из уст в уста» существует тысячелетиями и останется актуальной и в дальнейшем, поскольку информация воспринимается еще и в виде эмоций, энергии убеждения, психоэмоционального воздействия.

Нам важно чувствовать причастность, находить единомышленников, оппонировать. Только живое общение в полном объеме обеспечивает все эти грани. Такой ракурс обеспечивает традиционная школа и заменителя не существует.

Поэтому оптимальным вариантом для детей школьного возраста на данном этапе развития общества является гибридный формат обучения, когда качественно сочетается контакт учителя с учеником и доступность всех современных инструментов и форматов образования.

Роль учителя осталась за школой, а вот роль ментора и наставника частично перешла и на родителей

В идеальном варианте это бы должно было выглядеть так: профессиональный ментор вместе с родителями и ребенком, учитывая все его интересы, возможности и особенности обучения, формируют индивидуальную траекторию обучения ребенка. Обучение происходит в комфортном для ученика темпе и объеме. Ребенок может самостоятельно передвигаться между курсами и дисциплинами, занятиями. Теоретические знания ребенок усваивает самостоятельно в онлайн-формате под кураторством ментора, практические навыки приобретает в командной работе в живым общении с экспертами, педагогами, одноклассниками. Обучение должно стать гибким, оно должно выйти за пределы школы, города, страны. Критериями выбора ребенка должны быть интерес, модель курса, экспертные преподаватели, состав группы, комфортность взаимодействия участников и желаемый результат.

В будущем традиционных школ не будет и это уже необратимый процесс. Обучение детей и взрослых справедливо охватит онлайн-формат, однако дистанция изменений в образовании будет зависеть от нашей силы воли устоять от соблазна свернуть на старую протоптанную дорожку.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X