Пошлина раздора. Что происходит на рынке украинского металлолома?

4 сентября 2020, 14:50
Цей матеріал також доступний українською

Украинский рынок металлолома несколько лет — в глубокой депрессии. В I полугодии 2020 рынок столкнулся с новыми угрозами, которые на фоне привычных проблем усложнили ситуацию. Как выйти из тупика?

Общие запасы металлолома Украины по состоянию на начало 2020 года оценивались в 350−360 млн тонн, из которого около 75% приходится на основные фонды предприятий, около 5% - на транспорт и инфраструктуру, около 8% - на бытовой лом и около 12% - на прочий «сложный» металлолом. При этом, обновление основных фондов происходит крайне медленно, что отражается на качестве лома — растет доля бытового и легковесного лома. В тоже время наблюдаются значительные количества сырья, которое требует дополнительных затрат на добычу и переработку.

Видео дня

Учитывая средний срок эксплуатация основных фондов, который составляет порядка 25−30 лет, потенциально страна в состоянии генерировать металлолом в объеме до 5,0−6,0 млн тонн ежегодно. Подобные показатели были продемонстрированы в начале 2000 годов — периоде относительно свободных рыночных отношений, когда цена формировалась исключительно на основе соотношения «спроса и предложение». Конечно, такое положение вещей не могло сохраняться длительный срок в условиях сформировавшегося к тому времени олигархического государства.

Исторически так сложилось, что тарифные и нетарифные ограничения с переменным успехом применяются в ломозаготовительной отрасли постоянно. Регулировать рынок лома считали своим долгом практически все государственные органы — начиная от районного отделения милиции и заканчивая высшими государственными органами. Причина повышенного интереса к рынку металлолома тривиальна — высокие коррупционные возможности.

Апогеем государственного регулирования, под предлогом заботы о национальной промышленности, стало введение экспортной пошлины в размере 58,0 евро/т, а также негласные и сомнительные запреты на экспортные поставки лома в адрес Молдавского МЗ, хотя относительно импорта готовой металлопродукции с этого завода особых препятствий не было. На сегодняшний день появилась еще одна надуманная и необъяснимая препона для экспорта металлолома — отсутствие практической возможности оформления сертификатов происхождения металлолома EUR.1, необходимого при поставках в страны ЕС.

«Забота» о национальном производителе в течение последних пяти лет привела к тому, что объемы заготовки металлолома сократились на 1,32 млн тонн (до 3,3 млн тонн в 2019 г. и ожидаются на уровне 2,6 млн тонн в 2020). Рынок стремительно деградирует, и это происходит на фоне внедрения металлургами модернизированных мощностей по производству стали и проката, существенно снижающих объем образования оборотного металлолома, и, следовательно, увеличения потребности в качественном привозном сырье в больших объемах.

В ближайшей перспективе (следующих трех лет) украинские металлурги и литейщики планируют нарастить потребление привозного металлолома почти в два раза — с нынешних 3,0 до 5,0 млн т в год. Таким образом, возможен реальный дефицит предложения металлолома, как и конкурентная борьба за него среди потребителей. И здесь хотелось бы более предметно остановиться на двух аспектах ломозаготовительной отрасли, существенно влияющих на выбор дальнейших сценариев развития рынка.

Если сравнивать рынок производства стали ЕС и Украины, то технологии применяются примерно одинаковые — электродуговые печи и конверторы. Однако существенно отличается структура ломозаготовки. Так, в ЕС на коммунальный (бытовой) лом приходится до 50% общего объема ломосбора и до 20% составляет лом амортизационный.

В Украине же ситуация прямо противоположная. До 75% в общем объеме — амортизационный лом, т. е. тот, который необходимо фактически не собирать, а «добывать» из зданий, сооружений, списанного оборудования. Все это требует большого объема инвестиций и относительно длительных сроков их возврата. А вкладывать средства в проекты подобного рода, особенно в условиях олигархического рынка, могут только те компании, которые этот рынок делят между собой. Но и у этих компаний бюджеты ограничены и освоить все «ломосодержащие» объекты они не в состоянии.

В этих условиях металлурги пытаются применять различные способы снижения закупочных цен для поставщиков (предоплата, хеджирование цен на определенный объем и т. п.). Однако все эти мероприятия не приводят к позитивной динамике ломозаготовки.

Отдельная и достаточно болезненная, особенно для металлургов, тема — качество поставляемого металлолома.

Европейское законодательство достаточно жестко регулирует параметр качества засоренность безвредными примесями — не более 2%. Превышение, а особенно сознательное «улучшение» качества, особенно пакетов, влечет за собой достаточно болезненные последствия, вплоть до уголовного преследования. В наших реалиях к этому показателю относятся достаточно лояльно.

Второй ключевой параметр — толщина и линейные размеры. И если в странах ЕС поставки в адрес потребителей ведутся отдельно по видам (толстостенный/тонкостенный; новый/старый; пакетированный/измельченный), то в наших условиях практически все едет в смешанном виде, как правило только приведенное к габаритным размерам и аккуратно уложенное в транспортное средство. После выгрузки такой металлолом имеет насыпной вес не более 0,6 мт/м3 и засоренность около 3−3,5%. Металлургам же, как в ЕС, так и в Украине, необходимы параметры насыпного веса в пределах 1,0−1,1 мт/м3 и засоренность до 1%.

Регулировать рынок лома считали своим долгом практически все государственные органы — начиная от районного отделения милиции и заканчивая высшими государственными органами.

Тем не менее, пути достижения вышеуказанных параметров в ЕС и Украине наметились диаметрально противоположные: если европейские металлурги, оплачивая конкурентную рыночную цену, требуют поставки качественного подготовленного металлолома, разделенного по видам и источникам образования, то украинские — за счет наличия фактически запредельной пошлины, пытаясь демпинговать ценой, при этом привлекают металлолом любого качества (главное — количество), а затем доводят его до необходимых параметров путем организации дополнительной переработки непосредственно на территории металлургических комбинатов, тем самым низводя металлоломную отрасль до уровня просто сборщиков сырья. Это делает ненужным ни наличие дорогостоящего ломоперерабатывающего оборудования на площадках, ни квалифицированного персонала, ни инвестиций в подготовку шихты для потребителей.

Каковы же вероятные пути развития отрасли, обладающей таким потенциалом?

Первый — европейский:

 — построение открытой рыночной модели функционирования с ограниченным государственным регулированием

— снижение ставки экспортной пошлины до экономически оправданного уровня в 10−15 евро/т

— стимулирование поставок качественно подготовленного металлолома, разделенного по видам и источникам образования

— поддержание уровня закупочных цен на уровне, стимулирующем инвестиции как в источники образования металлолома, так и ломоперерабатывающее оборудование

При развитии ситуации по европейскому сценарию украинский рынок металлолома будет динамично развиваться. Рыночное ценообразование, здоровая конкуренция и четкие «правила игры» позволят выйти на совершенно новый уровень заготовки и переработки металлолома.

При таком векторе развития следует ожидать увеличения заготовки металлолома — по нашим оценкам общая ломозаготовка может вырасти до 5,0−6,0 млн. тонн/год. Соответственно, повысится качество заготавливаемого и предлагаемого на рынке сырья — станет рентабельно разрабатывать металлоемкие объекты, содержащие тяжеловесный лом, перерабатывать металлолом до состояния шихтового материала, который можно загружать в плавильный агрегат и т. д.

Рынок станет привлекательным для инвестиций. А это позволит внедрять новые технологии переработки металлолома, закупать ломоперерабатывающее оборудование, создавать новые рабочие места, платить налоги. При увеличении объемов ломозаготовки возможно расширение металлургического и литейного производства, строительство новых мини-заводов и т. п.

Второй — олигопольный:

— сохранение запретительных тарифных и нетарифных ограничений экспорта

— непрозрачное ценообразование

— отсутствие качественных параметров поставляемого сырья

— попытки поделить рынок между ограниченным количеством потребителей как по региональному признаку, так и по признаку разделения поставщиков на «своих» и «чужих»

— смещение акцента в доведении до необходимых качественных параметров непосредственно на металлургических комбинатах

Пессимистический вариант развития событий — «олигопольный», лишает перспектив хозяйственную деятельность, связанную с заготовкой и переработкой металлолома в Украине. В таких условиях заготовка металлолома будет падать. Качественные характеристики сырья станут второстепенным фактором. Тогда действительно появится дефицит металлолома — качественного и по адекватной цене.

Импорт нам точно не поможет, так как его организация связана с огромными дополнительными издержками (разница в ширине колеи, удаленность основной массы производителей стали от крупных морских портов, неадекватность тарифов на перевалку грузов и т. п.)

И если в первом случае мы видим в перспективе профицитный структурированный цивилизованный рынок, то, при сохранении существующих и наметившихся тенденций на рынке Украины проблемы отрасли будут только усугубляться, а дефицит металлолома (при наличии огромного потенциала) будет только увеличиваться.

Сравнение цен. Текущий уровень закупочных цен в Украине — $190−195 за тонну, с доставкой на завод. Для сравнения в Польше закупочная цена предприятий составляет $240−245 за тонну, CFR, в Венгрии — $245−250 за тонну, CFR. На экспорт европейский лом предлагается по $260−265 за тонну, FОВ Роттердам.

В заключении хотелось бы отметить следующее. Заготовка и переработка металлолома — полноценная отрасль украинской промышленности, которая обеспечивает металлургов важным сырьем. Как и другие отрасли национальной промышленности, наша индустрия нуждается в развитии, модернизации и инвестициях. Особенно важна для нашей отрасли поддержка и понимание проблем со стороны государственных органов власти, которых, к сожалению мы пока не видим.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X