Электронный билет и запись в детский сад. Как диджитализация работает в Киеве

1 октября 2019, 12:00

В июле Владимир Зеленский подписал указ о развитии в стране электронных услуг. Что это означает для киевлян

Украинцы уже успели опробовать преимущества электронной коммуникации, в частности с налоговой и пенсионным фондом. Это быстрее, проще и гораздо комфортнее, чем «экскурсии» по кабинетам чиновников. Но это также и прикрытие одного из потенциальных каналов коррупции — едва ли не самой «хронической» болезни страны. Исключение из отношений формата «государство—население» человеческого фактора не только пришлось по душе людям, но и стало одним из основных направлений политики президента. Но так ли легко перевести услуги в электронную плоскость и может ли цифровизация стать лекарством от коррупции?

Видео дня

Как это работает в Киеве

С борьбы с коррупцией и началась история Kyiv Smart City. Четыре года назад столица утвердила концепцию Kyiv Smart City 2020, которая предусматривает создание современной платформы управления городом и привлечение к этому процессу всех участников: представителей власти, бизнеса и самих киевлян. Первые реализованные проекты были призваны увеличить прозрачность работы власти — Открытый бюджет, Бюджет участия и Онлайн-закупки. Уже после появились десятки электронных сервисов, охватывающих все население города: электронный билет в транспорте, разветвленная городская система видеонаблюдения со смарт-камерами, карта киевлянина, которая является не только платежным средством, но и инструментом идентификации горожанина. Все это свидетельствует о том, что инновации могут работать в любой сфере и над решением любой проблемы.

Чтобы воспользоваться электронными благами, жители должны зарегистрироваться в Личном кабинете киевлянина — платформе, которая объединяет городские услуги. То есть не нужно никуда ехать и стоять в очереди. Не выходя из дома можно пополнить е-билет, записать ребенка в детский сад, зарегистрировать домашнее животное, оплатить коммунальные услуги и спасти памятник архитектуры. Если для рядового гражданина это просто удобная опция, позволяющая сэкономить время, силы и деньги, то для городских властей — инструмент, благодаря которому можно создать качественную аналитику событий и процессов в столице.

За всем этим стоит огромная работа. Для того чтобы предоставить услуги онлайн, недостаточно просто посадить условного чиновника за компьютер. Инфраструктура должна быть унифицированной, охватывать все городские и коммунальные организации и иметь достаточно ресурсов для хранения и обработки огромных объемов информации.

Но чтобы все это стало реальностью, Киев прошел непростой и продолжительный путь. В городе создана единая платформа реестров, которая охватывает информацию о населении, муниципальном имуществе, архитектуре и даже домашних животных столицы. Эта масштабная работа по диджитализации различных городских данных позволила «поместить» Киев в смартфон. Муниципальные услуги в одном приложении городских сервисов Kyiv Smart City, а не в десятках кабинетов разных служб — это уже украинская реальность.

Большую роль в инновационном развитии играет привлечение ІТ-сообщества. Нередко украинские специалисты, которые работают над мировыми разработками, готовы делиться своими идеями для развития смарт-инфраструктуры. К примеру, с помощью этого ресурса мы будем расширять функционал городского приложения. Десятки экспертов-добровольцев во время городского хакатона создали технические решения для внедрения новых сервисов платформы.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Как диджитализировать всю страну

Если коротко, то необходимо перевести в единую электронную систему всю рабочую информацию. А если подробно, то сегодня в Украине только одних госреестров более 350. Другими словами, огромные объемы ценной информации, от персональных данных до имущественных реестров, разбросаны по разным базам данных министерств, не связанных между собой. Причем насколько достоверная информация вносится в реестры, узнать можно далеко не всегда. Поэтому решение на государственном уровне упорядочить систему выглядит последовательным. Вследствие такого аудита и появится возможность собрать в электронном виде информацию о людях из разных реестров. На практике это означает, что необходимость получать ряд справок для получения государственных услуг просто отпадет.

Выглядит очень похоже на пресловутое государство в смартфоне, когда посредством электронной идентификации гражданин может получить сервис, пару раз кликнув по экрану телефона. Но как это реализовать?

Прежде всего необходимо определить приоритетные у населения и бизнеса услуги — именно их и нужно предоставлять в онлайн-режиме в первую очередь. Затем нужно создать электронный кабинет гражданина, то есть своеобразный ключ к информации о своем имуществе, земле, налогах, доходах и т. п. По примеру онлайн-банкинга или того же кабинета киевлянина. Естественно, с надежным и унифицированным для всех способом идентификации пользователя.

Кстати, такая работа может помочь в решении серьезной проблемы наполненности Единого государственного демографического реестра, в котором на данный момент есть данные только о 14 миллионах украинцах. А еще достоверный реестр населения — это хорошая база для проведения электронных выборов, которые ликвидируют риск фальсификации результатов голосования.

Показать ещё новости
Радіо NV
X