Положительные изменения обошли госбанки стороной

25 мая 2017, 15:00
1317
Цей матеріал також доступний українською
Все мы хотим, чтобы государственные компании работали эффективно

Потому что это положительно влияет на государственный бюджет и деньги налогоплательщиков не тратятся на поддержку убыточных предприятий. И в Украине уже даже есть решение. В частности, в прошлом году Верховная Рада приняла важный закон О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной и коммунальной собственности.

Сложное название, но суть закона проста - отныне в государственных предприятиях должны работать наблюдательные советы, большинство в которых представлено независимыми членами, отобранными на конкурсах. Это обычная практика для ведущих компаний частного сектора, но государственные компании у нас долго жили по другим правилам. В марте 2017 года Правительством была принята вся нормативная база для реализации нового Закона, что дало старт созданию полноценных наблюдательных советов в государственных компаниях.

Государственные банки в стороне

Однако все эти положительные изменения обошли стороной государственные банки – Ощадбанк и Укрэксимбанк. Их наблюдательные советы сейчас формируются по квотному принципу, согласно статье 7 закона О банках и банковской деятельности. Президент, Правительство и Парламент назначают по 5 членов в наблюдательный совет каждого из этих банков. При этом для принятия любого решения наблюдательным советом необходимо присутствие не менее 10 членов.

На сегодня сложилась непростая ситуация. Уже более двух лет остаются неназначенными "пятерки" от Парламента в обоих наблюдательных советах. Наблюдательный совет Ощадбанка не может принять ни одного решения, поскольку назначены только 9 из 15 членов, такая же ситуация была в прошлом году с наблюдательным советом Укрэксимбанка. То есть фактически, вместо трехуровневой системы принятия решений (КМУ - наблюдательный совет - правление банка) осталось только два уровня.

Такой алгоритм принятия решений имеет ряд недостатков. Во-первых, Кабмин принимает решение на основании ограниченных данных, поскольку как акционер не имеет доступа к банковской тайне. Во-вторых, процесс принятия решений является не всегда достаточно быстрым, что ставит государственные банки в невыгодные условия по сравнению с их частными конкурентами. В-третьих, отсутствие действенных наблюдательных советов снижает качество контроля эффективности работы банков со стороны государства как акционера. В то время как расходы на докапитализацию банков и объем проблемных займов в их портфелях указывают на существование определенных проблем с эффективностью.

Для решения этой проблемы Министерство финансов совместно с Национальным банком и международными партнерами разработали изменения в статью 7 закона О банках и банковской деятельности. Предложенные изменения позволят привести систему корпоративного управления двух банков в соответствие с лучшими мировыми практиками и гармонизируют ее с подходами, уже внедренными для других государственных компаний.

Что именно будет изменено?

Предлагается сокращение количества членов наблюдательных советов с 15 до семи, пять из которых будут независимыми и отобранные с помощью международно признанной рекрутинговой компании. В наблюдательных советах государство будет иметь своих представителей, которые не являются государственными служащими. В то же время государство оставляет за собой все права акционера. Решение о полной или частичной приватизации банков будет приниматься исключительно правительством.

Независимые члены наблюдательного совета, как и представители государства, должны соответствовать профессиональным требованиям и иметь безупречную репутацию. Требования относительно независимых членов наблюдательных советов полностью гармонизированы с лучшими международными практиками и подходами, которые уже используются в других государственных компаниях.

Не нужно изобретать колесо. Этот законопроект предлагает внедрить в Ощадбанке и Укрэксимбанке то, что уже предусмотрено в корпоративном управлении другими государственными предприятиями. И как показывает практика НАК Нафтогаз Украины, инвестиции в корпоративное управление очень быстро окупаются.

Наша конечная цель – внедрение эффективного корпоративного управления в государственных банках, что позволит повысить их стоимость, уменьшить расходы государства на их содержание и увеличит их привлекательность для потенциальных инвесторов в будущем.

Подпишитесь на журнал НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал

Главное

Финансы

Вчера, 14:03

img
Глава набсовета ПриватБанка: Есть некоторый отток средств, но точную причину мы пока не знаем
Экономика

Вчера, 18:09

img
Ответ Газпрому. Нафтогаз отрабатывает реверс ГТС Украины с 2020 года – Витренко
Политика

Вчера, 22:47

img
Бросали петарды, жгли файеры: активисты пикетировали дом Луценко из-за смягчения подозрения Мангеру - видео

Выбор редакции

Новий вечір

Сегодня, 08:30

img
Послесловие. Политтехнолог Сергей Гайдай называет Порошенко некомпетентным и предлагает идею хит-сериала Зеленскому
Политика

Вчера, 12:50

img
Уехать, чтобы вернуться. Кто из беглых госчиновников строит планы о приезде в Украину
Политика

Сегодня, 08:04

img
Запомним дела, не забудем ошибок. Известные украинцы подытожили пять лет президентства Порошенко

Стань автором

Если Вы хотите публиковать свои колонки на НВ Бизнес, пишите по адресу:

kolonka@nv.ua