На белом вагоне. Как Укрзализныця решила уладить конфликт с вагоностроителями и к чему это приведет

18 июля 2019, 17:30
Цей матеріал також доступний українською

Вчера Кабмин утвердил изменения в финплан Укрзализныци. Вроде бы победа по всем фронтам. Но какими усилиями она далась

Когда я вчера садился в поезд Киев-Мариуполь, на мою электронную почту пришло сообщение от «Укрзализныци» (УЗ). Пресс-служба компании сообщила о покупке в этом году 10 пассажирских вагонов, из которых будет сформирован дополнительный поезд именно на направлении Киев-Мариуполь-Киев.

Видео дня

Сегодня из столицы Украины в приморский город ходит два ежедневных поезда и один — раз в два дня. Стоимость проезда в купейном вагоне колеблется от 330 до почти 900 грн в зависимости от класса поезда и дня недели.

Спрос есть, и купить билеты сложно. Особенно те, что подешевле. Поэтому инициатива железнодорожников на первый взгляд выглядит чудесно. Но давайте вспомним в каких условиях она появилась и к чему может привести.

В мае текущего года Владимир Приходько, глава и совладелец Крюковского ВСЗ (КВСЗ, Кременчуг, единственный в Украине производитель пассажирских вагонов), заявил, что «Укрзализныця» сократит закупку пассажирских вагонов и другой техники, контракты на изготовление которых были подписаны еще в 2018 году. Якобы Кабинет министров Украины утвердил им такой финансовый план на 2019 год. Вместо 6 дизель-поездов и 54 пассажирских вагонов на общую сумму 2,6 млрд гривен, в 2018—2019 гг. будут куплены 1 дизель-поезд и 18 пассажирских вагонов на 700 млн грн.

В начале июля стало известно, что КВСЗ обратился в суд для взыскания с «Укрзализныци» 1,4 млрд грн. Та, в свою очередь, отреагировала критикой в адрес качества продукции завода: «Призываем КВСЗ не манипулировать фактами, а совершенствовать качество подвижного состава и устранить конструктивные недостатки, которые были выявлены в ходе эксплуатации скоростных поездов производства КВСЗ».

Но в «Укрзализныце» также сообщили, что намерены увеличить закупку пассажирских вагонов в этом году с 10 до 20 шт., а остальные заказанные вагоны хотели бы получить в 2020 году. То есть предложили своего рода компромиссное решение.

И вот вчера Кабмин утвердил изменения в финплан УЗ. После получения вагонов поезд № 9/10 Киев-Мариуполь-Киев начнет курсировать ежедневно.

Новый пассажирский вагон КВСЗ (Фото: КВСЗ)
Новый пассажирский вагон КВСЗ / Фото: КВСЗ

Вроде бы победа по всем фронтам. Но какими усилиями она далась? Публичными конфликтами и судебными исками. Да и все равно вагоностроители поставят лишь часть того, о чем договорились с железнодорожниками в прошлом году. Большая часть новых комфортных вагонов белого цвета выйдут на пути УЗ не в текущем, а, в лучшем случае, в следующем году.

Но это также отразится на стоимости проезда до Мариуполя. Ведь 8 купейных и 2 вагона СВ станут частью самого дорогого поезда, курсирующего по этому маршруту. То есть увеличится предложение билетов, стоящих около 900 грн и около 2 000 грн, соответственно.

Я знаю, что согласно Закону Украины «О железнодорожном транспорте» основной груз финансирования закупки пассажирского подвижного состава возложен на государственный бюджет Украины, а не на «Укрзализныцю». И народные избранники из года в год не выделяют средства на такую покупку, вынуждая УЗ отвечать за обновление и закупку вагонов. Но новые вагоны и, особенно, стоимость проезда в них — это боль для всех пассажиров. Особенно для тех, которые едут в Мариуполь по 15−19 часов.

Недавно мэр Мариуполя Вадим Бойченко заявил, что в случае открытия местного аэропорта, готов из городского бюджета компенсировать 50% стоимости билета на самолет, выполняющий регулярные рейсы по маршруту Киев-Мариуполь. Из-за вопросов безопасности Кабмин не разрешил возобновить воздушное сообщение. Может стоит подумать о частичной компенсации стоимости проезда в новых вагонах по этому же маршруту? Если эксперимент окажется удачным и, в отличие от пригородного сообщения, мэрия будет своевременно перечислять компенсацию железнодорожникам, то его можно будет масштабировать. Тогда сообщения УЗ об инвестициях в покупку пассажирских вагонов будут более частыми и более приятными для каждого пассажира, садящегося в новые белые вагоны.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X