Международные партнеры и доверие

11 декабря 2020, 09:00
Цей матеріал також доступний українською

4 декабря Верховная Рада 289 голосами «за» проголосовала «компромиссный» законопроект 4460-д, который восстанавливает уголовную ответственность чиновников за декларирование недостоверной информации или непредставление декларации как таковой.

Напомню, что введение ответственности за недостоверное декларирование наряду с, собственно, самим электронным декларированием было одним из условий получения Украиной безвиза с ЕС.

Видео дня

Казалось бы, победа. Государство смогло восстановить те пункты антикоррупционного законодательства, которые были аннулированы скандальным решением Конституционного суда. Однако, как всегда, дьявол кроется в деталях.

Напомню, что обсуждение касалось двух основных вопросов — санкции за внесение ложных сведений в декларации, а также контроль за декларациями судей. Первое и второе — это основы антикоррупционного законодательства, но они были взорваны в проголосованном законопроекте.

Установлены диспропорционально низкие относительно совершенных правонарушений штрафы. Например, за внесение недостоверных сведений в декларации от 1 млн грн до 9 млн грн законопроектом предусматривается взимание от 42,5 тыс. грн до 51 тыс. грн, или общественные работы продолжительностью от 150 до 240 часов с возможностью лишения права занимать определенные должности. Что такое две тысячи долларов для человека, скрывшего состояние на 300 тысяч долларов?

Выбранная властями тактика «и нашим, и вашим» в очередной раз подрывает доверие со стороны наших партнеров

Последние полтора месяца, прошедшие от решения Конституционного суда до принятия этого выхолощенного законопроекта, депутаты «обсуждали» проблемы антикоррупционного законодательства, которых в действительности не существует. Настоящая причина того, что закон был принят в такой редакции, заключается в том, что отсутствие реальной ответственности за сокрытие состояния вполне устраивает властные элиты независимо от партийной принадлежности. При этом власть декларирует, что антикоррупционное законодательство восстановлено, и пытается убедить в этом общество и западных партнеров.

Однако безуспешно. В частности, группа из 11 влиятельных общественных организаций в сфере борьбы с коррупцией выступили с совместным заявлением, в котором отметили, что предусмотренные законопроектом относительно мягкие санкции за недостоверное декларирование будут только способствовать коррупции на высшем уровне. Если законопроект станет законом, обращают внимание подписанты, то чиновникам будет гораздо проще скрывать преступные доходы за относительно небольшую ответственность, чем добровольно показать имущество и понести более серьезное наказание.

Более того, глава НАПК Александр Новиков призвал президента Владимира Зеленского ветировать принятый законопроект, поскольку он не предусматривает лишения свободы.

Тактика очковтирательства не сработала и в отношении Запада. Это ярко иллюстрирует судьба одного твита, на что обратили внимание украинские СМИ. В пятницу заместитель руководителя Главного директората Еврокомиссии по вопросам политики расширения и соседства Катарина Матернова сначала в Twitter приветствовала решение Верховной Рады о восстановлении уголовной ответственности за недостоверное декларирование, однако впоследствии удалила текст своего сообщения.

Вместо этого она перепостила заявление Михаэля Галера, постоянного докладчика Европарламента по Украине, в котором тот также приветствовал решение ВР, но отметил, что наказание за ложь в декларациях могло бы быть жестче.

Несмотря на победные реляции и громкие слова, факт остается фактом: Украина так и не смогла восстановить антикоррупционное законодательство в условиях, не менее строгих, чем те, которые действовали до упомянутого решения Конституционного суда.

Таким образом, выбранная властью тактика «и нашим, и вашим» в очередной раз подрывает доверие со стороны наших партнеров.

Не добавляет Украине репутационных баллов и процесс рассмотрения Закона о государственном бюджете на следующий год. Напомню, что этот документ — традиционное предварительное мероприятие для пересмотра программ с МВФ и другими международными финансовыми институтами.

В этом году Минфин составил, Кабмин утвердил, а Рада одобрила в первом чтении законопроект с дефицитом 6%, что противоречило маяку МВФ на уровне 5,3%. Только потом, когда деньги на счету Госказначейства начали стремительно двигаться в сторону нуля, Минфин лихорадочно начал исправлять ошибку и таки согласовал документ с наибольшим финансовым донором Украины.

Еще одним ярким доказательством подрыва доверия к Украине со стороны западных партнеров является невыполнение значительной части обязательств Меморандума с МВФ по улучшению администрирования доходов.

По сути, разработка организационных структур ГНС и ГТС как единых юридических лиц — единственное, что было сделано де-юре. Все остальные пункты, а именно: создание централизованного подразделения по управлению рисками ДПС, отмена плановых проверок, введение тестирования консолидированных юридических лиц в пилотных учреждениях ГНС и ГТС, передача активов Государственной фискальной службы и, собственно, ликвидация Государственной фискальной службы, до сих пор не реализованы.

К тому же, 1 декабря парламент принял закон об отсрочке введения РРО для физлиц-предпринимателей. Согласно инициативе, лимиты ФЛП привязываются к минимальной заработной плате, что автоматически расширяет сферу действия упрощения. Это также идет в разрез с подписанным с МВФ меморандумом. Не решен до сих пор и вопрос о введении единого счета для уплаты налогов. Кроме того, принят закон о Бюро экономической безопасности, которое должно было заработать уже в начале 2021, а также закон о так называемой «налоговой амнистии». И это только те структурные маяки, которые касаются части улучшения администрирования доходов.

Таким образом, вместо реальных реформ и выполнения взятых обязательств власти продолжают выдавать желаемое за действительное. Очевидно, что это не тот подход, которого ожидают в МВФ. Уже известно, что до конца года Украина не получит транша. В Фонде берут паузу, потому что понимают, что действующая власть теряет рейтинги и становится ненадежным партнером, которому трудно придерживаться договоренностей.

Стране не хватает этих денег, поэтому в правительстве вынуждены прибегать к так называемому «плану Б», о котором на днях рассказал премьер Денис Шмыгаль. Мол, после того, как будем знать точную дату приезда миссии МВФ, сможем рассчитывать на внешнее кредитование в 1 млрд долларов под значительно более высокие проценты. Мне здесь вспоминается замечание Андерса Аслунда, известного аналитика-международника Atlantic Council, который назвал такое заманивание миссии МВФ «наживкой для инвесторов». По моему мнению, это тоже выглядит, мягко говоря, незрело с точки зрения построения доверительных отношений. Это напоминает детей, которые думают, что они очень умные, и надеются, что взрослые не увидят их детских хитростей.

Итак, критически важно перестать вводить партнеров в заблуждение. Не нужно строить ширмы, декорации в надежде сорвать аплодисменты за лихо закрученный сюжет. Ведь кино, хорошее или нет, заканчивается. А реальная жизнь продолжается, в условиях пандемии, срыва европейских реформ и системного вранья.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X