Налог для ФЛП. Кто платит государству больше

24 декабря 2019, 13:20
Цей матеріал також доступний українською

Использование статуса ФЛП — справедливо или нет

Целью этой статьи является распространение налоговой культуры и толерантности равенства по уплате налога физическими лицами. Никоим образом автор не пытался доказывать способность бизнеса существовать в условиях повышения налогов или определять финансовые измерения сумм ЕСВ либо иных обязательных платежей.

Видео дня

Как когда-то сказал Шекспир — «Мы знаем, кем мы есть, но не знаем, кем мы можем быть». 

Кем мы есть? Вопрос обусловлен длительностью оформления отношений фактического трудоустройства под маской предпринимательской деятельности. Для лучшего понимания ситуации констатируем, что правовое регулирование труда и предпринимательства предусмотрено в разных группах законов.

Первая группа — это те законы, которые определяют, кто такие физические лица —предприниматели, признаки предпринимательства, и как человек, будучи предпринимателем, должен себя вести в деловом обороте, то есть приобретать имущество в собственность, продавать имущество, арендовать помещение или технику, заключать всякого рода договоры, совершать расчеты.

Вторая группа законодательства  налоговое. Это та сфера, в которой не определяется, как быть ФЛП, но установлено, что человек должен рассчитываться с государством в связи с тем, что им сгенерирована прибыль.

По признакам первой группы законов ФЛП являются самостоятельными, инициативными, ведущими свою деятельность на свой риск субъектами хозяйствования.

Согласно подходам второй группы — ФЛП имеют право избирать, в каком размере платить налог (на общих основаниях в размере 18% от прибыли, по упрощенной системе при наличии признаков и условий от 176,20 гривен до 5% от всех видов доходов).

Начнем с того, что с момента появления в налоговом праве возможности использовать систему упрощенного учета и отчетности предпринимательской деятельности, бизнес не ставил под сомнение, трудоустраивать специалистов, привлекать их в статусе ФЛП, поэтому математика здесь проста: расходы на оплату специалиста (СП) при различных суммах заработка составляют:

ФЛП 1 грн — 1,05 (1,07)%

СП 1 грн — 1,47%

И прямо пропорционально увеличивают себестоимость продукции (услуг) и уменьшают маржинальность бизнеса. Так сделали строители, рестораторы, перевозчики, разработчики софта, даже энергетики, лишив правовых гарантов работников.

Используя привязку к классификатору видов экономической деятельности, а не классификатору профессий и должностей, основная масса работающего населения сформировала реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Такой подход, до поры до времени, был обусловлен финансовой эффективности и оптимизацией. Но, согласитесь, такие геополитические изменения, как внедрение BEPS, индивидуальная необходимость декларировать принадлежность к бизнесу (должность, роль, уровень заработков, в целях доведения присутствия на рынке или получения визовых документов, необходимость фиксировать рост профессионального уровня) стали стимулом к изменению в парадигме, однако в общей массе сдвигов не произошло. ФЛП работают по видам экономической деятельности на основании заключенных с компаниями договоров.

Далее я попытаюсь представить признаки предпринимательства и соответствующие этим признакам контраверсионные договорные обязательства (или их отсутствие), которые демонстрируют явное несоответствие формально закрепленного и фактического положения вещей.

Приведенные договорные условия, хотя и ставят под сомнение конкурентную модель предпринимательства, однако имеют законный характер (из-за использования права иностранных юрисдикций). Их недостаток также состоит в том, что при нарушении исполнителем договора меры защиты становятся невозможными в плане реализации (отсутствует доказательная база, непропорционально высокие расходы на обжалование действий ФЛП в судах, etc.).

Если прислушаться к здравому смыслу, то использование статуса ФЛП, кроме экономической составляющей, никаких других преимуществ для бизнеса не несет, а наоборот, усложняет организацию, учет и фактическое отражение расходов. Ни один ресторан не хочет нанимать человека, оплачивать его участие в мастер-классах, вкладывать в разработку технологических карт и отпускать его со со всеми знаниями и опытом работать в конкурирующей структуре без возмещения затрат на это или, по крайней мере, без их учета в статье собственных расходов.

Забота о бытовых (обустройство садиков и досуга для детей, обеспечение временным жильем, транспортом), социальных (спорт, участие в соревнованиях), культурных (проведение корпоративов, тренингов) потребностях специалистов компаний является той составляющей расходов, требующей ведения двойного учета и установки дополнительных систем для отображения фактических показателей финансовой деятельности компаний.

До сих пор это неудобство имеет единственное оправдание — низкая налоговая ставка. И она будет до тех пор, пока не изменят закон. А поскольку инициатив и вариантов, как его менять, много, то хотелось бы, чтобы любые грядущие нововведения не только не затрудняли жизнь бизнесу, а и были профессионально обоснованными.

Так вот, я считаю способ оформления отношений через использование упрощенной / льготной / особой системы низкопроцентных налоговых ставок до общераспространенной прибыли по основной деятельности патологически неправильным. Накладывание на существующие ФЛП-отношения новых режимов типа формирования спецфонда, создания отдельных групп плательщиков, всегда будет выглядеть оригинально, но не более.

Оправданным является подход делить налогоплательщиков на виды (крупные плательщики / мелкие плательщики), с целью организации работы как со стороны фискальной службы, так и бизнеса — применение принципа «вытянутой руки» для больших плательщиков или упрощенный учет в бытовой сфере обслуживания, в каждом случае имеют на то управленческое и экономическое обоснование.

Четкость в ситуации с ФЛП имеет стертые границы еще и потому, что государство словно побаивается прямо прокоммуницировать повышение налога на прибыль человека, и делаются такие реверансы, скажем, типа введение термина «креативная экономика» или установка через Минсоцполитики признаков трудовых отношений.

Представим, что мы живем в стране с развитой экономикой, и упрощенной системы не существует. Есть понятие прибыли, которую физические лица уплачивают из всех видов доходов. Основной источник прибыли человека — поступления от основной деятельности, согласитесь.

Приемлемым в мире является подход, при котором различные ставки применяются к различным видам дохода (роялти, дивиденды, выигрыши в лотерею), но из договоров от основной деятельности (трудовых, гражданско-правовых) ставка одинакова. Поэтому в рамках принцип равенства субъектов права перед законом должен быть. Иначе где правда, если финансист банка 18% + 1,5% с заработанного (средняя по отрасли зарплата 17065 грн / 2019 г.), а его одногруппник (ФЛП и контрагент «FinSoft», среднее вознаграждение $1700), который пишет код для финансовой системы — 5% с оборота. При этом за месяц первый платит 3327 грн налога на прибыль, а второй — 2125 грн (ЕСВ и другие обязательные платежи не учитываются в одном из случаев).

Увеличение налогов в обществе воспринимается негативно, и я сомневаюсь, что даже при одновременном обеспечении других потребностей бизнеса (вроде обеспечения механизма защиты от непереманивания работников на уровне трудового закона или усовершенствования перечня оснований для прекращения трудовых отношений, усиления защиты коммерческой тайны), мы достигнем прогресса в вопросе. Полагаясь на мировой опыт, следует ожидать более высоких ставок налогообложения, без привязки к отрасли или вида деятельности. Стало быть, длительные заявления правительства и периодические разбирательства законопроектов по теме подвели общество к эволюционному принятию изменений.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X