Доставка денег. Зачем почте финансовые сервисы

10 января 2020, 15:00

Как финтех трансформирует почтовые компании по всему миру

На стыке логистики и финансов

Только представьте, около 1,7 млрд людей в мире до сих пор не имеют доступа даже к самым базовым финансовым услугам. На фоне диджитализации всего вокруг — от заказа еды до денег — эта цифра смотрится странно. Казалось бы, почему технологии еще не решили проблему? Но дело сложнее, чем выглядит. Технологии — не волшебная таблетка от всего, но мощный инструмент при правильном подходе.

Видео дня

Например, сегодня далеко не во всех населенных пунктах даже самых богатых стран можно обойтись без наличных. Да, там тоже еще есть места, где финансовая инфраструктура не очень развита. В то же время, все больше топовых банковских групп оптимизируют затраты и массово закрывают неприбыльные отделения, где эти наличные можно снять. Вроде бы все логично, мир переходит в цифру, но теперь кому-то к ближайшему банкомату нужно ехать в соседний город.

Все больше банковских групп оптимизируют затраты и массово закрывают неприбыльные отделения, где можно снять наличные. Вроде бы все логично, мир переходит в цифру, но теперь кому-то к ближайшему банкомату нужно ехать в соседний город

С другой стороны, есть почтовые компании, которые владеют обширными сетями отделений и должны их как-то окупать. Тут нужно сказать, что почты играют еще и социальную роль. Поэтому они сохраняют присутствие даже там, где не всегда есть магазины, не то что банки. Чтобы решить задачу, компании переосмысливают подход к бизнесу. Это позволяет формировать партнерства с производителями товаров и провайдерами услуг, в результате превращая отделения в почтовые хабы.

Почтовый хаб или отделение будущего

Теперь почта — это не только про отправку писем, но и про получение покупок, доставку бытовых товаров, оплату счетов, снятие наличных и т. д. Новые сервисы создают дополнительное удобство для клиентов и повышают доходность, но могут спровоцировать очереди за непрямыми продуктами. Несмотря на это, зачастую компании готовы идти на риск: почтовые хабы востребованы в населенных пунктах с менее развитой инфраструктурой. Они помогают решить проблему финансовой инклюзии. А в больших городах и так много технологичных альтернатив, поэтому там очереди вряд ли появятся.

Уже около 90% почтовых компаний мира предлагают финансовые сервисы в том или ином виде. Часть из них создали полноценные почтовые банки, например, почты Швейцарии, Франции и Японии. А вот инновации Почты Ливана пошли немного в другом направлении. Ее отделения получили формат «макдрайва». То есть, люди буквально могут оплатить свои счета или отправить посылку в отделении, но не выходя из автомобиля.

И тут мы подошли к роли диджитализации и технологий в трансформации финансовых сервисов почтовых компаний. Теперь, когда почты пересмотрели бизнес-модель и расширили линейку услуг, им приходится конкурировать за клиента с банками, финтехом и даже телекомом. Расскажу несколько кейсов их сотрудничества и соперничества.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Телеком

Начну с Почтовой корпорации Кении. В 2006 году компания обрабатывала почти треть всех внутренних денежных переводов, занимая 27% рынка. Дела шли хорошо, пока через два года в страну не зашло несколько операторов мобильной связи. Среди них была компания M-Pesa, которая неожиданно для всех запустила сервис мобильных платежей. Это стало поворотным моментом для почты, ведь ее кусок пирога резко уменьшился и составил примерно 1%.

Электронные деньги

Почта Туниса в партнерстве с местным телеком оператором первой в стране запустила полноценный цифровой банкинг e-Dinar. Пользователи получили доступ к электронному кошельку, привязанному к prepaid карте, при этом, банковский счет открывать не требуется. Электронные деньги в системе E-Dinar привязаны к национальной валюте, но их выпуск контролирует Почта Туниса. А чтобы усилить безопасность системы в партнерстве со швейцарским финтехом компания разработала новую платформу на базе блокчейна — e-Dinar Plus. Но не стоит путать ее с криптовалютой, это скорее механизм, который повышает защищенность транзакций.

Инвестиционный бизнес

В конце сентября о партнерстве объявили Почта Италии и финтех Moneyfarm, платформа, которая позволяет работать со своим инвестиционным портфелем онлайн без помощи специалиста. Аналитики уже называют эту сделку одной из крупнейших в сфере цифрового управления капиталом на базе API. Все потому, что Почта Италии обслуживает 35 млн клиентов и управляет $514 млрд активов через свое финансовое подразделение. Можете себе представить, какие перспективы открываются для Moneyfarm с интеграцией ее инвестиционных сервисов на цифровую платформу почты.

Платежные системы

В то время как некоторые банки продолжают работать на базе систем, созданных 20−30 лет назад, почты создают собственные с нуля. Это позволяет им быть более мобильными и лучше отвечать потребностям клиентов. Примером сотрудничества почты и финтеха в Украине стало создание и нашей платежной системы. Сегодня система обрабатывает 41% внутренних денежных переводов в стране.

Показать ещё новости
Радіо NV
X