Законопроект о запрете изъятия серверов не поможет
Только в 2015 году с так называемыми «маски-шоу» столкнулось около 30 игроков информационного рынка, и пока эта тенденция сохраняется. Смогут ли найти выход из сложившейся ситуации наши законотворцы…
Много шума из ничего
Самое поразительное в «маски-шоу» то, что ни один «громкий» обыск за годы независимости так и не завершился судебным наказанием. Это дает экспертам веские основания говорить об умышленном использовании обысков для давления на бизнес. По сути, идет игра «в одни ворота» в лучших традициях советской карательной машины, а после изъятия техники и огромных финансовых потерь от многомесячного простоя «живого» бизнеса звучит: «Извините, ошибочка вышла…»
Все это наряду с боевыми действиями на Востоке и внутренними проблемами не может не оказать негативное влияние на имидж Украины. Были случаи, когда даже из-за двухчасового визита силовиков в течение суток в одностороннем порядке расторгались миллионные договоры в связи с рисками по продолжению ведения бизнеса в нашей стране (т.н. business continuance risks).
Попытка № 2
Но вот в конце 2015 года мелькнул луч надежды – в парламент был внесен законопроект № 3719 о запрете изъятия серверов. Документ был презентован в Facebook Яникой Мерило и поддержан многими политиками – Владимиром Голубом, Александром Данченко, О.И. Климпуш-Цинцадзе, Алексеем Порошенко, Антоном Геращенко, Дмитрием Шимкивым и другими.
8 сентября 2016 за документ проголосовали в первом чтении, и сейчас он готовится ко второму по «сокращенной процедуре». Учитывая, что этот закон в скором времени может стать неотъемлемой частью уголовного процессуального законодательства, мы решили изучить его более детально.
Ведь ранее парламентом уже принимался очень похожий закон № 1580, который не возымел никакого действия на практике. Так, например, СБУ произвела обыск и изъяла серверы в компании NIC.UA аккурат в день вступления в силу этого документа – 7 апреля 2015 года.
Главное – в деталях
К сожалению, мы пришли к выводу, что законопроект №3719 не учел уроков своего предшественника №1580 и в текущем виде не способен существенно повлиять на «силовые» будни. Конечно, нужно поблагодарить упомянутых «драйверов» за то, что подняли такую важную тему и привлекли к ней внимание общественности, но это тот случай, когда замечания есть практически к каждой норме.
Мы предлагаем TOP-5 предложений, которые еще можно учесть между чтениями:
- Что такое «сервер»? Законопроект №3719 призван урегулировать проблему безосновательного изъятия компьютеров и серверов, но термины «сервер» или «компьютер» в документе даже не упоминаются. Вместо них согласно ч.2 ст. 168 УПК запрещается изымать «электронные информационные системы». Но ведь проблема как раз в том, что правоохранительные ведомства спокойно конфискуют сервер и утверждают, что это «не информационная система».
- Иногда не изъять сервер невозможно. В текущем виде документ пытается запретить изъятие в принципе, хотя во многих случаях это невозможно. Например, на сервере обнаружена информация с государственной тайной – очевидно, что силовики не могут просто скопировать ее, а оригинал оставить компании. Необходимо правильное разграничение и баланс интересов.
- Хочешь изъять сервер – «предупреди» преступника. Согласно ч.1 cт. 236 перед обыском «прокурор приглашает лицо, которому принадлежит жилье…» – думается, сепаратисты и прочие преступники очень обрадуются такому предупредительному сервису от государства.
- Как угадать, что изъять? В п.7 ч.3 ст. 234 следователь обязуется описать «индивидуальные и родовые признаки вещей, которые планируется отыскать». Нужно быть либо экстрасенсом, либо преступником, чтобы знать заранее, чем убили жертву.
- Нет адвоката – нет обыска. Согласно ч.4 ст. 236 «обыск проводится только при обязательном участии адвоката». А если адвокат не нанимался?
Становится понятным, почему данный документ получил негативные отзывы Главного научно-экспертного управления. А ведь его еще не видели специалисты Генеральной прокуратуры и Верховного суда, которым придется с этим работать.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Конечно же, проблему с обысками все-таки необходимо урегулировать. Однако мало приписать те или иные правила – важно предусмотреть механизм их работы:
- Ввести уголовную ответственность следователей и прокуроров за умышленные «ошибки».
- Предусмотреть возможность обжалования определений суда об обыске в апелляционном порядке с выходом на юридическую ответственность судьи районного суда.
- Внести определение «сервер» для однозначной трактовки всеми сторонами.
- Использовать практику Европейского суда по правам человека (в частности решение от 23.01.2014 по делу East/West Alliance против Украины) и запретить безосновательное изъятие серверов – как «предметов и средств труда».
- Соблюсти правильный баланс между изъятием компьютера в случае, если он стал орудием убийства, или же если он просто является носителем информации, которую следует скопировать.
Команда финансово-правового комитета Ассоциации IT Ukraine, которая объединяет более 50-ти профессионалов украинского IT-рынка, совместно со специалистами Верховного суда Украины и ведущими учеными профильных украинских вузов разработала законопроект, где методично учла все указанные выше нюансы.
Хочется верить, что эти усилия не будут напрасными, и вместе мы сможем создать благоприятные условия для бизнеса, которые помогут индустрии информационных технологий стать локомотивом экономического возрождения Украины.