Раскачать лодку. Как приблизить украинское образование к реальной жизни

28 апреля 2021, 14:40

Как раскачать неторопливую лодку украинского образования и почему IT-бизнес становится главным стейкхолдером и драйвером качественного технического образования?

Постоянство. Предсказуемость. Традиции. Эти термины составляют обобщенное понятие «стабильность». Они присущи государственным учебным заведениям и часто приводят к стагнации.

Видео дня

«Не надо раскачивать лодку», — слышим мы от академического сообщества, не поддерживающего реформы или новации в сфере высшего образования. «Гибкость к изменениям, максимально тесное сотрудничество с работодателем», — отвечает бизнес, заинтересованный в качественно подготовленных кадрах.

Еще совсем недавно большой бизнес жаловался, что крайне трудно привлекать в компании квалифицированные кадры. Их или не хватает на рынке труда, или они очень дорогие, а часто совпадают и эти оба фактора. 5−7 лет назад такая ситуация привела к появлению многих корпоративных образовательных программ, когда компании создавали собственные тренинговые центры, в которых улучшали подготовку специалистов.

Но сейчас мы видим ситуацию, когда необходимых технологическому бизнесу специалистов не просто мало, их практически нет. Корпоративные университеты уже не способны полностью закрывать потребности в кадрах крупных и даже средних компаний. Новые высокотехнологичные проекты от, чаще всего, западноевропейских и/или североамериканских заказчиков, требуют знаний и навыков, которые сложно получить в украинских университетах. Причина в том, что украинские технические УВО не успевают за скоростью и динамикой развития новых технологий. Ведь чтобы предоставлять современные знания и формировать востребованные навыки, необходимые квалифицированный преподаватель-практик, подготовленный курс в современных условиях еще и в качественном онлайн формате) и возможность отработать знания на практике. Университетам трудно отвечать таким требованиям и успевать за индустрией. На это влияет их техническое обеспечение, материальное стимулирование преподавателей и постоянная утечка кадров в ту же индустрию.

Однако свет в конце тоннеля есть. Не нужно ждать изменений — нужно их внедрять. С одной стороны правительства и министры меняются, новые законопроекты разрабатывают долго и их имплементация «на местах» часто буксует. Но с другой — есть направления сотрудничества, где бизнесу и университетам не нужна ни помощь, ни разрешение от государства, ни какой-то специальный закон. Они могут работать напрямую. Например, в пределах GlobalLogic Education мы сотрудничаем с 19 ВУЗами Украины. Совместные образовательные инициативы государства и бизнеса приобретают все большее смысла. Ведь бизнес формирует запросы рынка, а учебные заведения должны им соответствовать. А без взаимодействия бизнес — образование это довольно сложно.

Три стратегически важных направления сотрудничества бизнес — университет:

1. Новое поколение преподавателей. Очевидно, что, даже в самом студентоориентованном университете, ключевой вклад в качественное обучение делает преподаватель. Что может сделать бизнес для, как минимум, поддержки преподавательского сообщества и, как максимум, для формирования нового поколения преподавателей-менторов?

Во-первых, программы повышения квалификации, где бы инженеры из индустрии на примере реальных проектов показывали преподавателям, как применять современные технологии на практике.

Во-вторых, конкурсы проектов преподавателей. С их помощью бизнес имеет возможность поддерживать (финансово, организационно, экспертно) реализацию преподавательских идей — от инновационного курса и разработки необходимого программного обеспечения до научного исследования и международной стажировки.

В-третьих, важно внедрить систему персональных грантов лучшим (по разным показателям) преподавателям, которые будут мотивировать их оставаться в университетах и развиваться.

2. Качественный онлайн-контент. Рано или поздно пандемия отступит, а привычка учиться и учить онлайн останется. Бизнесу, по большей части, неважно где учится будущий специалист. Важны знания.

Возможность дистанционного обучения, наличие удобных технологий и привлекательного контента может стать конкурентным преимуществом как украинского образования в целом, так и конкретного университета для абитуриентов. Бизнес, для которого еще до пандемии и карантина удаленная работа и обучение распределенных команд из разных уголков мира была обычным делом, может передавать свой опыт в университеты. Это прекрасная возможность УВО и работодателям создавать совместные онлайн-курсы, привлекая к преподаванию инженеров из компаний. Такой подход позволит поднять качество и престиж украинского образования — студенты будут учиться с интересом и знать, что знания, которые они получают, действительно актуальны и востребованы на рынке.

3. R&D проекты. Наверное главная претензия к начинающему специалисту во все времена — недостаток практических навыков, которые необходимы для работы на реальном проекте. В мире, который стремительно меняется, и особенно в международных компаниях, такие навыки становятся особенно важным. Это как замкнутый круг — ты не можешь быть практиком, потому что еще не работал, а тебя не берут на работу, потому что у тебя нет практических навыков.

В западном мире эта проблема решается с помощью совместных R&D проектов компаний с университетами. Идея в том, что компании передают в университеты свои проекты — это могут быть или настоящие коммерческие задачи, которые преподаватели и студенты решают как субподрядчики, или учебные проекты, задачи, которые максимально приближены к реальным. В обоих случаях — это возможность для студентов и преподавателей познакомиться с тем как «живет» реальный проект, научиться работать в команде, взаимодействовать с заказчиком и представить результаты своей работы. Специалист с такими навыками — находка для работодателя. А возможность предоставлять такие навыки — конкурентное преимущество для университета.

Итак, лодку украинского образования нужно раскачивать — новыми подходами, идеями, проектами для того, чтобы направить его в правильном направлении. Это направление может помочь задать бизнес, для которого наличие качественных специалистов — вопросы развития и даже выживания. Предпосылками для такого сотрудничества является открытость и гибкость со стороны университетов, а со стороны бизнеса готовность инвестировать в это направление ресурсы — как финансовые, так и человеческие. В конце концов спасения утопающих — дело рук самих утопающих и наша общая цель не дать утонуть украинскому высшему образованию и вывести его на новый качественный уровень.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X