Почему цена на газ растет больше чем на электроэнергию
Правительство уже в четвертый раз переносит решение о повышении цены на газ для населения и теплокоммунэнерго.
Сложные переговоры с МВФ, предвыборная ситуация, слабая экономическая ситуация – главные причины. Газовый вопрос имеет чрезвычайный уровень важности, поскольку цена газа гораздо больше влияет на экономику, конкурентоспособность предприятий и рост потребительских цен, чем цены на электроэнергию.
В то же время, парадокс общественной жизни также и в том, что обычно о "дорогом газе" ведут разговор во время подготовки к отопительному сезону или накануне повышения тарифов. В остальное время тема тарифов на газ "замирает" до следующего всплеска интереса к тарифному вопросу.
Однако, чаще можно услышать дебаты и дискуссии как политиков, так и бабушек на скамейках перед подъездами, что большей проблемой являются тарифы на электроэнергию, чем на газ. Более того, причиной такого заблуждения является сравнение тарифов на электроэнергию для населения и цен на электроэнергию для промышленности.
При этом тарифы на газ для основной массы населения за прошедшие 4 года выросли почти в 10 раз – с 725 грн до 6958 грн за тысячу куб. м. А тарифы на электроэнергию выросли в три раза с минимального уровня в 30 коп за кВт-ч до 90 коп. К тому же, повышение стоимости электроэнергии было реализовано в 4 этапа постепенного роста, а не фактически одномоментного роста как это было в случае с тарифами на газ.
Показательны цифры задолженности за газ и электроэнергию. По предварительным статистическим данным общая задолженность за январь-сентябрь 2018 составляет 38 млрд грн. Из этой суммы 27 млрд грн – это долги за газ и тепло. Долги за электроэнергию – 5 млрд грн. Остальные услуги ЖХК – долги на сумму 6 млрд грн.
Не менее показательна статистика по субсидиям. Из общего уровня предоставляемых субсидий в 2017 году на сумму 71 млрд грн стоимость газа, теплоснабжения и горячей воды составила 64 млрд грн. Меньше 3 млрд грн – электроэнергия.
Казалось, что только эти данные однозначно подтверждают, что именно цена на газ, а не электроэнергию, сегодня негативно влияет на социально-экономическую жизнь страны. Ведь проблематичным вопросом является не только цена газ для населения, но и цены на газ для промышленных потребителей. Именно их рост "тянет" за собой цены на продукцию и товары.
В принципе на этом можно было бы завершать диспуты о том, какие тарифы создают большую нагрузку на бюджет и экономику страны в целом.
В то же время, в течение 2018 оптово-рыночная цена электроэнергии и тарифы на электроэнергию практически не менялись. А вот цена на газ для промышленности растет ежемесячно. Лишь в 2018 году цена на газ для бизнеса менялась 8 раз исключительно в сторону увеличения. В результате цены на газ выросли почти в два раза – с уровня 7,9 тыс. -8,9 тыс. грн за 1000 куб. м до 1,3 тыс.-1,5 тыс. грн за 1000 куб. м. (с НДС).
Диаграмма: динамика цен на электроэнергию для промышленных потребителей (коп, без НДС)


Диаграмма 2: динамика цен на газ для промышленных потребителей (грн, без НДС)

Как видно из таблиц, рост стоимости электроэнергии заметно отстает от цены газа. Хотя, например, в основе расчета цены газа и энергетического угля заложен единый принцип импортной альтернативы или импортного паритета.
Несмотря на это, цена газа пересматривается ежемесячно в отличие от угля. В этом смысле методология расчета стоимости угля (формула Роттердам+) играет сдерживающую роль, которая не дает расти тарифам и защищает интересы потребителей. Тогда как газовая формула, которую используют для расчета стоимости газа и которая получила название Дюссельдорф+ (хаб NCG), не учитывает потребителей, которые должны платить сразу рыночную цену за газ.