Почему Slack добился годовой прибыли в $200 млн, а о компании Kno вы даже не слышали
Критерии успешности
Есть простая формула: успешность компании выражается в соотношении чистой выручки ко времени на ее приобретение. Эту формулу часто используют для составления рейтингов успешности работы CEO, и ее без проблем можно переложить на контекст работы компании в целом. В результате — динамический срез, который дает общее понимание без лишней аналитики.
Подобная оценка может быть удовлетворительной для менеджера, который хочет быстро проверить надежность потенциального партнера или бизнес-журналиста, составляющего тематический рейтинг. Но для владельца компании или бизнес-аналитика ответ может показаться слишком абстрактным и отвлеченным. Поэтому в этой статье поговорим о возможности более содержательного ответа.
Понимание успешности стартапов
Оценка успешности деятельности компании должна включать само понимание того, чем, собственно, является успешность. Если в коротком ответе все упирается в скорость получения прибыли, то в длинном нам нужно расширить пространство для размышлений. Фундаментальное понимание успешности работы той или иной компании состоит, как минимум, из трех основных составляющих: эффективность деятельности, долгосрочность перспективы развития и качество взаимодействия с клиентом и партнерами.
Большинство предприятий создаются с надеждой на то, что они просуществуют максимально долгое время. Здесь кроется парадокс короткого ответа: если мы будем смотреть исключительно на результаты работы без учета реальных перспектив, то оставляем возможность для ошибок. И та компания, которую мы посчитали успешной, через некоторое время пропадает в небытие — как это случилось с социальной сетью YIK YAK, онлайн-платформой для арт-аукционов Auctionata, маркетплейсом FAB и другими бизнес-проектами, которые показывали хорошие результаты, но не смогли удержаться на плаву.
Шаг первый. Команда: KPI и мотивация
Наличие в компании базовой системы KPI (ключевых показателей эффективности) и мотивационной сетки для ее выполнения — это один из главных критериев для оценки среды, в которой работает и развивается команда. Сложно представить себе проект, который бы смог развиваться без мотивированной команды профессионалов. Ведь наличие такой команды — это уже показатель успеха. Поэтому, делая первый шаг в мониторинге деятельности компании, стоит учитывать такие факторы, как отток кадров, привлекательность компании как работодателя, удовлетворенность сотрудников условиями работы, уровень выполнения поставленных задач в рамках системы KPI, эффективность мотивационных механизмов и так далее.
Команда занимает центральное место в процессе развития проекта, но часто случаются перегибы или в сторону чрезмерного акцентирования внимания на развитии команды, или наоборот, недооценивании ее роли.
Яркий пример неправильно проставленных финансовых приоритетов — история краудфандинговой социальной платформы Tilt, которая от общей рыночной оценки в 375 млн долл. за два года потеряла более 95 % стоимости. Причина — несоответствие мотивационных программ с реальным фронтом работ. В конечном итоге все инвестиции были спущены на путешествия и вечеринки, а сама платформа, с многочисленными долгами, была продана за 12 млн долл. компании Airbnb.

Шаг второй. Репутация: маркетинговые кампании и работа с партнерами
Если мониторинг деятельности команды — это внутренний фактор эффективности компании, то среди внешних наиболее важным есть ее репутация на рынке. В первую очередь это касается подрядчиков и партнеров, от которых зависит инвестиционный климат, качество предоставляемых услуг и потенциал для выхода на международный рынок. Хорошая репутация становится гарантией успеха и является одним из важных его показателей.
Репутация влияет и на успех воплощения локальных проектов.
Это хорошо видно на примере канадского корпоративного мессенджера Slack, который смог за несколько лет добиться годовой прибыли в 200 млн долл. без отдела продаж или агрессивного маркетинга. Подобный случай стал возможным, во-первых, из-за своевременности идеи, а во-вторых — репутации основателей мессенджера, которые стояли у истоков популярного шеринг-сервиса Flickr.
Используя только сарафанное радио, доверие партнеров и платную рекламу, был создан мощный проект с многомиллионной аудиторией. Поэтому всегда стоит учитывать то, что о компании говорит сам рынок, а не только общие числовые показатели.
Шаг третий. Возможности: адаптивность предложений
И последний шаг на пути к содержательной оценке успеха работы той или иной компании — это оценка ее возможностей и перспектив к занятию новых рыночных ниш. Невозможно сохранять долго успешное положение с одним продуктом. И если вы видите, что компания утопает в прибыли от продаж нового продукта или услуги и не собирается никак менять стиль игры, то ее не стоит считать успешной. Это или типичное поведение новичка, или чрезмерная самоуверенность в собственном предложении — ошибки, которые погубили не один проект.
В 2010 году Kno стала одной из первых компаний, которая запустила на рынок планшетные компьютеры. Буквально за пару месяцев Kno смогли поднять 80 млн долл. венчурного капитала, а бизнес-аналитики рисовали для нее довольно радужные перспективы. Но в 2019 году почти никто не помнит об этой компании. Все из-за того, что вступая в конкуренцию с Apple, в Kno сделали акцент на образовательной среде, стараясь держать позиции за счет качества. Это и стало главной ошибкой, ведь пока Kno развивали один-два продукта, для Apple шла борьба за рынок в целом. В конце-концов Kno просто поглотила другая IT-компания — Intel.
Как видим, в оценке успешности компании всегда стоит учитывать не только продаваемость или инновационность продукта, но и адаптивность предложений. Успешные компании просчитывают свои действия на годы вперед.